Cтраница 2
Выражаясь точно и прозаически, французское Просвещение XVIII века и в особенности французский материализм были борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики XVII века и против всякой метафизики, особенно против метафизики Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Философия была противопоставлена метафизике, подобно тому как Фейербах при своем первом решительном выступлении против Гегеля противопоставил трезвую философию пьяной спекуляции. Метафизика XVII века, побитая французским Просвещением и в особенности французским материализмом XVIII века, пережила свою победоносную и содержательную реставрацию в немецкой философии и особенно в спекулятивной немецкой философии XIX века. После того как Гегель гениально соединил ее со всей последующей метафизикой и немецким идеализмом и основал метафизическое универсальное царство, наступлению на теологию снова, как и в XVIII веке, соответствовало наступление на спекулятивную метафизику и на всякую метафизику вообще. Она будет навсегда побеждена материализмом, достигшим теперь благодаря работе самой спекуляции своего завершения и совпадающим с гуманизмом. А подобно тому как Фейербах явился выразителем материализма, совпадающего с гуманизмом, в теоретической области, французский и английский социализм и коммунизм явились выразителями этого материализма в практической области. [16]
Как картезианский материализм вливается в естествознание в собственном смысле слова, так другое направление французского материализма вливается непосредственно в социализм и коммунизм. [17]
О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбранша и Лейбница. [18]
О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбран-ша и Лейбница. [19]
Сен-Симон, у которого рядом с пролетарским направлением сохраняло еще известное значение направление буржуазное, Фурье и Оуэн, который в стране наиболее развитого капиталистического производства и под впечатлением порожденных им противоположностей разработал свои предложения по устранению классовых различий в виде системы, непосредственно примыкавшей к французскому материализму. [20]
О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбранша и Лейбница. [21]
О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбран-ша и Лейбница. [22]
Декарт в своей физике объявляет материю единственной субстанцией. Механический французский материализм берет физику Декарта и откидывает его метафизику. [23]
Направленная против передовых для своего времени идей французского материализма и атеизма 18 в. [24]
Самое комичное - это то, что приравнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. [25]
Самое комичное - это то, что прправнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficientes через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени является превзойденной точкой зрения, что он даже нелупоми-пает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Геккеля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности. [26]
Самое комичное - это то, что приравнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficientes через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени является превзойденной точкой зрения, что он даже не упоминает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Геккеля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности. [27]
Самое комичное - это то, что прправненпе материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficierites через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени является превзойденной точкой зрения, что он даже не упоминает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Геккеля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности. Вообще же он трактует указанное противоположение как давно уже преодоленную точку зрения. [28]
Самое комичное - это то, что приравнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficientes через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени Является превзойденной точкой зрения, что он даже не упоминает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Гекке-ля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности. [29]
Особенно ценным Ленин считал написанный Марксом раздел Критическое сражение с французским материализмом, в котором показано, что коммунизм является логическим выводом из всего исторического развития материалистической философии. [30]