Французский материализм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Каждый, кто часто пользуется туалетной бумагой, должен посадить хотя бы одно дерево. Законы Мерфи (еще...)

Французский материализм

Cтраница 2


Выражаясь точно и прозаически, французское Просвещение XVIII века и в особенности французский материализм были борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики XVII века и против всякой метафизики, особенно против метафизики Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Философия была противопоставлена метафизике, подобно тому как Фейербах при своем первом решительном выступлении против Гегеля противопоставил трезвую философию пьяной спекуляции. Метафизика XVII века, побитая французским Просвещением и в особенности французским материализмом XVIII века, пережила свою победоносную и содержательную реставрацию в немецкой философии и особенно в спекулятивной немецкой философии XIX века. После того как Гегель гениально соединил ее со всей последующей метафизикой и немецким идеализмом и основал метафизическое универсальное царство, наступлению на теологию снова, как и в XVIII веке, соответствовало наступление на спекулятивную метафизику и на всякую метафизику вообще. Она будет навсегда побеждена материализмом, достигшим теперь благодаря работе самой спекуляции своего завершения и совпадающим с гуманизмом. А подобно тому как Фейербах явился выразителем материализма, совпадающего с гуманизмом, в теоретической области, французский и английский социализм и коммунизм явились выразителями этого материализма в практической области.  [16]

Как картезианский материализм вливается в естествознание в собственном смысле слова, так другое направление французского материализма вливается непосредственно в социализм и коммунизм.  [17]

О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбранша и Лейбница.  [18]

О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбран-ша и Лейбница.  [19]

Сен-Симон, у которого рядом с пролетарским направлением сохраняло еще известное значение направление буржуазное, Фурье и Оуэн, который в стране наиболее развитого капиталистического производства и под впечатлением порожденных им противоположностей разработал свои предложения по устранению классовых различий в виде системы, непосредственно примыкавшей к французскому материализму.  [20]

О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбранша и Лейбница.  [21]

О Вольнее, Дюпюи, Дидро и других, а равно и о физиократах нам нет надобности говорить, после того как мы, с одной стороны, выяснили двойное происхождение французского материализма от физики Декарта и английского материализма, а с другой стороны - установили противоположность французского материализма метафизике XVII века, метафизике Декарта, Спинозы, Мальбран-ша и Лейбница.  [22]

Декарт в своей физике объявляет материю единственной субстанцией. Механический французский материализм берет физику Декарта и откидывает его метафизику.  [23]

Направленная против передовых для своего времени идей французского материализма и атеизма 18 в.  [24]

Самое комичное - это то, что приравнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу.  [25]

Самое комичное - это то, что прправнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficientes через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени является превзойденной точкой зрения, что он даже нелупоми-пает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Геккеля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности.  [26]

Самое комичное - это то, что приравнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficientes через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени является превзойденной точкой зрения, что он даже не упоминает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Геккеля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности.  [27]

Самое комичное - это то, что прправненпе материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficierites через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени является превзойденной точкой зрения, что он даже не упоминает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Геккеля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности. Вообще же он трактует указанное противоположение как давно уже преодоленную точку зрения.  [28]

Самое комичное - это то, что приравнение материалистического и механического идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом механический. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм - французский материализм XVIII века - был действительно исключительно механическим, и по той весьма естественной причине, что в то время физика, химия и биология были еще в пеленках и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. Точно так же у Гегеля заимствует Геккель перевод выражения causae efficientes через механически действующие причины и выражения causae finales - через целесообразно действующие причины; но Гегель понимает здесь под словом механический - слепо, бессознательно действующий, а не механический в геккелевском смысле. При этом для самого Гегеля все это противоположение до такой степени Является превзойденной точкой зрения, что он даже не упоминает о нем ни в одном из обоих своих изложений причинности в Логике и затрагивает его только в Истории философии, в тех местах, где оно выступает как исторический факт ( следовательно, у Гекке-ля мы имеем здесь чистое недоразумение, результат поверхностности.  [29]

Особенно ценным Ленин считал написанный Марксом раздел Критическое сражение с французским материализмом, в котором показано, что коммунизм является логическим выводом из всего исторического развития материалистической философии.  [30]



Страницы:      1    2    3    4