Естественнонаучный материализм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Чем меньше женщина собирается на себя одеть, тем больше времени ей для этого потребуется. Законы Мерфи (еще...)

Естественнонаучный материализм

Cтраница 1


Естественнонаучный материализм в России 2 - й половины XIX столетия.  [1]

Во-вторых, Фейербах был совершенно прав, когда говорил, что исключительно естественнонаучный материализм составляет основу здания человеческого знания, но еще не самое здание. Ибо мы живем не только в природе, но и в человеческом обществе, которое не в меньшей мере, чем природа, имеет свою историю развития и свою науку. Задача, следовательно, состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе, то есть всю совокупность так называемых исторических и философских наук, с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию.  [2]

Выступление Нассе характерно для понимания вопросов борьбы между витализмом и развивающимся естественнонаучным материализмом в начале прошлого столетия. Нассе не является типичным представителем широких кругов научной общественности того времени, однако его отношение к открытию Кирхгофа представляет известный интерес. Ведь факт искусственного превращения крахмала в сахар, открытый его ближайшим коллегой, ясно указывал на вздорность виталистических представлений. Нассе нашел третий путь: признавая факт, он в то же время ограничил его распространение и попытался для большего числа случаев показать действие жизненной силы.  [3]

Выступление Нассе характерно для понимания вопросов борьбы между витализмом и развивающимся естественнонаучным материализмом в начале прошлого столетия. Нассе не является типичным представителем широких кругов научной общественности того времени, однако его отношение к открытию Кирхгофа представляет известный интерес. Ведь факт искусственного превращения крахмала в сахар, открытый его ближайшим коллегой, ясно указывал на вздорность виталистических представлений.  [4]

Какое значение Маркс и Энгельс придавали диалектике, видно и с другой стороны: если Маркс подчеркивал в вышеприведенном отрывке необходимость материализовать диалектику, то Энгельс с не меньшей силой подчеркивает необходимость диалек-тизировать материализм: подходя к критике так называемого естественнонаучного материализма, он делает замечание: необ ходим () переход к диалектике.  [5]

Реформисты всех оттенков в борьбе с естественнонаучным материализмом пользовались в сущности теми же средствами и методами, что и католическая инквизиция.  [6]

Важное достоинство материалистических воззрений Ломоносова в том, что они опирались на естественнонаучный материализм, исследование конкретных явлений.  [7]

Я, но не вне сознания), и что объективный мир не представляет собой реальности, а является лишь проблемой. Аргентине, но позитивизм он толкует ложно, включая в него естественнонаучный материализм и марксизм.  [8]

В этом смысле умственная, или интеллектуальная, деятельность человека является отражением объективной реальности на основе деятельности по преобразованию последней. В европейской философской традиции принято различать в качестве основных уровней интеллектуальной деятельности разум и рассудок. Рассудок рассматривается как интеллектуальная деятельность, не выходящая за пределы норм и стандартов, выработанных в социально-историческом и культурном процессе и в ходе индивидуальной деятельности, а разум - как высшая творческая способность У. Метафизический и естественнонаучный материализм сводят У. Диалектический материализм признает У.  [9]

Уже до него применялись прядильные машины, хотя очень несовершенные, по всей вероятности раньше всего в Италии. Но до сих пор такой работы не существует. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов общественного человека, история этого материального базиса каждой особой общественной организации. И не легче ли было бы написать ее, так как, по выражению Вико, человеческая история тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами. Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений. Даже всякая история религии, абстрагирующаяся от этого материального базиса, - некритична. Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный метод. Недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего исторический процесс, обнаруживаются уже в абстрактных и идеологических представления.  [10]

Уже до него применялись прядильные машины, хотя очень несовершенные, по всей вероятности раньше всего в Италии. Критическая история технологии вообще показала бы, как мало какое бы то ни было изобретение XVIII столетия принадлежит тому или иному отдельному лицу. Но до сих пор такой работы не существует. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов общественного человека, история этого материального базиса каждой особой общественной организации. И не легче ли было бы написать ее, так как, по выражению Вико, человеческая история том отличается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами. Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений. Даже всякая история религии, абстрагирующаяся от этого материального ба иса, - некритична. Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно иатериалистический, а следовательно, единственно научный метод. Недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего исторический процесс, обнаруживаются уже в абстрактных и идеологических представлениях его защитников, едва лишь они решаются выйти за пределы своей специальности.  [11]

Уже до него применялись прядильные машины, хотя очень несовершенные, по всей вероятности раньше всего в Италии. Критическая история технологии вообще показала бы, как мало какое бы то ни было изобретение XVIII столетия принадлежит тому или иному отдельному лицу. Но до сих пор такой работы не существует. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов общественного человека, история этого материального базиса каждой особой общественной организации. И не легче ли было бы написать ее, так как, по выражению Вико, человеческая история тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами. Технология вскрывает активное-отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений. Даже всякая история религии, абстрагирующаяся от этого материального базиса - некритична. Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный метод. Недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего исторический процесс, обнаруживаются уже в абстрактных и идеологических представлениях его защитников, едва л ишь они решаются выйти за пределы своей специальности.  [12]

Уже до него применялись прядильные машины, хотя очень несовершенные, по всей вероятности раньше всего в Италии. Критическая история технологии вообще показала бы, как мало какое бы то ни было изобретение XVIII столетия принадлежит тому или иному отдельному лицу. Но до сих пор такой работы не существует. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов общественного человека, история этого материального базиса каждой особой общественной организации. И не легче ли было бы написать ее, так как, по выражению Вико, человеческая история тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами. Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений. Даже всякая история религии, абстрагирующаяся от этого материального базиса, - некритична. Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный метод. Недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего исторический [ процесс, обнаруживаются уже в абстрактных и идеологических представлениях его защитников, едва лишь они решаются выйти за пределы своей специальности.  [13]



Страницы:      1