Cтраница 1
Домарксовский материализм был созерцательным: его представители считали, что мир можно познать независимо от практики, от целенаправленной, предметно-преобразующей деятельности людей. Основоположники диалектического материализма, напротив, решительно ввели в теорию познания практику, которая выступает здесь в качестве основы познания и критерия истины. [1]
Домарксовский материализм был, однако, непоследовательным и имел существенные недостатки; он был преимущ. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов), ня и она не достигла материалистического понимания истории. [2]
Однако домарксовский материализм не мог научно решить проблему отношения О. [3]
Поскольку для домарксовского материализма в большинстве случаев было характерно понимание И. Декарт, оказавший в этом вопросе влияние, с одной стороны, на материалиста Локка, а с другой - на идеалиста Лейбница, Франц. [4]
Это позволило преодолеть метафизичность домарксовского материализма, присущие ему созерцательность, антропологизм, идеализм в понимании истории. [5]
Ему присущи общие с домарксовским материализмом недостатки. Главный из них - непонимание общественной сущности человека и его сознания. Выдвигая на первый план философского исследования такого абстрактного человека вообще, а не совокупность общественных отношений, не объективные законы общественного развития, к-рые в действительности и создают человеческую личность, А. [6]
Энгельса), явившийся высшей формой развития домарксовского материализма в странах Зап. С наибольшей полнотой он изложен в Системе природы ( 1770) Гольбаха. [7]
Менделеев не останавливается на бэконовском понимании соотношения теории и практики, а идет дальше, преодолевает в известных пределах пассивность, созерцательность в решении этого вопроса домарксовским материализмом. Это преодоление выражается также и в том, что Менделеев приближается к правильному пониманию роли практики в теории познания. Он считает, что процесс познания является длительным и сложным процессом, что одним из моментов этого процесса является практическая проверка теоретических обобщений. [8]
Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеалистического понимания человека и против дуалистического разрыва души и тела. Ему присущи общие с домарксовским материализмом недостатки. Главный из них - непонимание общественной сущности человека и его сознания. Выдвигая на первый план философского исследования такого абстрактного человека вообще, а не совокупность общественных отношений, не объективные законы общественного развития, к-рые в действительности и создают человеческую личность, А. [9]
Но плодотворные в целом усилия домарксовского материализма существенно ослаблялись, во-первых, его механицизмом ( сведение биологич. [10]
С позиций философского идеализма нельзя было объяснить и понять действит. Материалистически объясняя природу, домарксовский материализм французов 18 в. [11]
Материализм Менделеева, как и материализм русских революционных демократов, являлся высшей формой домарксовского материализма. [12]
Аристотеля) понимался как носитель некоторых свойств, состояний и действий и в этом отношении был тождествен понятию субстанции. Однако домарксовский материализм не мог научно решить проблему отношения О. [13]