Cтраница 1
Махлуп определяет эту часть экономики как совокупность различных объектов, производящих знания, информационный товар и услуги как для себя, так и для других. Он вводит новое понятие сфера производства и распространения знаний. Знание есть что-то известное кому-то, а производство знаний - это процесс, посредством которого кто-то узнает что-либо, ему до того неизвестное, даже если это известно другим. [1]
Махлупу, похоже, удалось убедить большинство своих коллег в том что непосредственная проверка предпосылок экономической теории п является необходимой и может ввести в заблуждение; окончательный вер дикт по поводу экономической теории должен выноситься в зависимости от их способности предсказывать явления, для объяснения которых они созданы 1, Пересмотрели свои позиции и лидеры соперничавших ране-концепций - ультраэмпиризма и априоризма. Хатчисон попытался дока зать, что термин ультраэмпирист к нему не применим, поскольку тепер. [2]
Махлупу, включает многочисленные виды человеческой деятельности, которые объединяются им в пять групп: научные исследования и разработки, образование, средства массового общения, информационные машины, информационные услуги. В этой индустрии заняты представители различных специальностей: творцы оригинальных знаний, анализаторы, передатчики, преобразователи и интерпретаторы информации. [3]
Роль лидера i v кого Махлуп назвал ультраэмпиристами, взял на себя английский эко-мчмист Теренс Хатчисон. [4]
Еще в 60 - е годы американский экономист Фриц Махлуп разработал концепцию первичного информационного сектора, в соответствии с которой В ЗВНП включается стоимость информационных товаров и услуг, проданных на рынке. Рубин, предложившие в 70 - е годы концепцию вторичного информационного сектора, который рассматривался как дополнение к первичному информационному сектору. [5]
Следует отметить три выдающиеся по своему вкладу в науку работы: Хик-са - за разбор сущности и роли неопределенности, Гордона - за представление в общих чертах преобладающих идей относительно прибыли и за убедительную формулировку его собственных идей по данному предмету, Махлупа, замечательную своим ясным изложением соотношения между анализом хозяйственной деятельности и экономическими концепциями, а также обсуждением многих сторон ограничений на вход. [6]
Учитывая это, некоторые исследователи пришли к выводу, что информация обладает характеристиками общественного блага [ 23, с. Махлупом понимать под ним нечто такое, чем дополнительно может воспользоваться человек, не увеличивая издержек производства [ 20, с. Последнее прямо предполагает, что с технической или концептуальной точки зрения ничто не может измерять стоимость таких благ в рыночных терминах [ II, с. Таким образом, сама распространимость и определенного рода нелимитированность информации обусловливает невозможность стоимостной оценки как ее самой, так и продуктов, в создании которых она играет доминирующую роль. [7]
К числу последних можно, например, отнести утверждение, что снижение учетного процента центрального банка ведет к определенному расширению кредитной деятельности банков-членов. Важно подчеркнуть, что Махлуп выступил в пользу проверки теории как целого. [8]
Мах-лупа на собрании Американской экономической ассоциации, президентом которой он был. Сопоставляя маржиналистскую, бихевиористскую и управленческую теории фирмы, Махлуп видит главную причину разногласий на смешении фирмы как теоретического конструкта и фирмы как эмпирической реальности и выступает ( с теми или иными оговорками) в защиту неоклассической ( маржиналистской) теории фирмы. [9]
Многие участники полемики были крайне озадачены, услышав из, Самуэльсона подобную концепцию метода. Ведь она не позволяет пос ить сколько-нибудь общую теорию, ограничивая задачи науки даже не п сказанием, а простым описанием и, следовательно, ничего не в состоя объяснить. Махлуп совершенно справедливо отметил: Теория, но ределению, гораздо шире. [10]
Оригинальна австрийская трактовка капитала, производительность которого должна возникать из окольно-сти ( roundaboutness) производства. Работы Бем-Баверка в области капитала и процента ( последний объясняется им с точки зрения взаимосвязи между временным предпочтением ( time preference) и физической производительностью ( productivity)) стали причиной дискуссий, продолжающихся до настоящего времени. К современной австрийской школе относятся фон Мизес, фон Хайек, Хаберлер ( Haberler) и Махлуп. В настоящее время школа характеризуется тем, что основное внимание в ней уделяется рыночным процессам и относительным ценам ( relative prices), что отличает ее от широко распространенного агрегатного кейнсианского подхода. [11]
Выходит, что Самуэльсон в полном соответствии с традициями ис рической школы XIX в. Между тем, он - один из наиболее известных теоретиков, имз щих мировую славу - В связи с этим закономерно встает вопрос: придер ваетсяли на деле Самуэльсон методологической концепции, которую д ларирует и использует для критики Фридмема. Большинство коммента ров отвечают отрицательно. Махлуп, например, считает, что есть; Самуэльсона - методолог и теоретик, взгляды которых протииоположк Если один резко негативно высказывается о Методологии позитиин экономической теории, то другой является не меньшим Ф - уклонисто чем сам Фридмен. [12]
Как бы то ни было, чувствуется, что, поскольку действия по организации, координированию, управлению и изменению рамок предприятия имеют особое значение, для определения доходов от этой деятельности следует выработать специальную терминологию. Но независимо от принятого определения предпринимательская деятельность функциональна по природе. Следовательно, доходы предпринимателя, полученные в связи с функциональной деятельностью в качестве предпринимателя, не являются прибылью. Как подчеркивают вышеприведенные выдержки из Харрода и Махлупа, доходы, получаемые предпринимателем, лучше рассматривать как доходы от ренты или как заработную плату. [13]
Понимание неизбежности прихода этого общества наступило значительно раньше. Кларк еще в 40 - е годы говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новыми технологическими и экономическими возможностями. Махлуп выдвинул предположение о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар в конце 50 - х годов. Белл фиксировал превращение индустриального общества в информационное. Что касается стран, ранее входивших в СССР, то процессы информатизации в них развивались замедленными темпами. [14]