Cтраница 4
Булева алгебра может быть использована в качестве математического аппарата для изучения свойств релейных и переключательных схем. Эта возможность была использована в ряде логических машин. Типичная машина этого вида, описанная Мак-Коллумом и Смитом, может оперировать с логическими формулами, содержащими до семи логических переменных. Необходимые отношения между этими переменными, определяемые данной логической задачей, вводятся в машину путем коммутации ряда типовых логических элементов. [46]
Многие задачи автоматического управления являются типичными логическими задачами. Управляющие воздействия и состояния сигнализаторов в этих задачах могут принимать одно из двух значений, а зависимость значений первых от вторых описывается уравнениями булевой алгебры. Одним из средств решения подобных задач является универсальная логическая машина ( УЛМ) [1], представляющая собой вычислительное программное устройство с набором команд, приспособленным для решения логических задач. [47]
Электронные устройства для хранения и переработки контрольной информации и выдачи командной информации созданы на основе достижений современной вычислит, техники. К ним относятся электронные вторичные приборы контроля технологич. Вычислительная машина) и логические ( и, или, не - см. Логическая машина), электронные информационные и счетно-перфорац. Информационная машина), электронные моделирующие машины для моделирования производственных процессов, электронные ( аналоговые и цифровые) специализиров. [48]
Наиболее важным инструментом в таком анализе была теория игр с ее разбором ситуаций, как, например, при игре в покер или шахматы, где игроки вынуждены принимать решения на основе предположений о последующих действиях противника. Теория игр была впервые применена к экономике в 1940 - х годах математиком Джоном фон Нейманом ( John von Neumann), ( тем самым фон Нейманом, чьи теоретические прозрения сделали возможным создание компьютера) и экономистом О. С тех пор стандартная экономика и социология сравнивают модель поведения человеческого индивидуума с логической машиной общего назначения. Все задачи по принятию решений, независимо от их контекста, представляют собой поиск наиболее оптимального решения, подверженного внешним ограничениям со стороны физической среды или ответных действий других индивидуумов. Многие из них сдаются, оказавшись не в состоянии выучить этот постулат. Такая идеализация удобна для разработки когерентных теоретических структур и изобилует богатыми умозаключениями. Однако, это плохое отражение реальности, поскольку многие из нас на деле не сведущи в вопросах экономической оптимизации. Выдающееся предвидение Адама Смита заключается в том, что это вовсе не означает, что мы не сможем эффективно функционировать при реальных социальных и экономических контактах. А все потому, что люди обладают природным интуитивным механизмом - модулями памяти, прекрасно служащими им в процессе ежедневных контактов между собой и позволяющими просчитывать ситуации, намерения и возможные варианты ответной реакции других индивидуумов без применения заученных методов глубокого, когнитивного анализа. [49]
Я и мой друг Малькольм Фергюссон крайне заинтересовались твоими цифровыми машинами. Кстати, ты случайно не знаком с Фергюссоном. Последнее время он ведет активные исследования в области чистой логики и даже собственноручно построил несколько логических машин. Однако его интересы не ограничиваются этим; так, он весьма интересуется шахматными задачами, относящимися к области так называемого ретроградного анализа. Кроме того, он занимается и чисто комбинаторными задачами, с которыми так успешно справляются твои машины. На прошлой неделе я заглянул к нему в гости и показал все твои задачи-они его очень заинтересовали. [50]
Здесь уместно подчеркнуть ту важную роль, которую сыграли в становлении и развитии кибернетики матема-тико-логические идеи и логическая формализация. Винер - неоднократно отмечали значение круга идей логики для формирования кибернетики. Дело в том, что идеи математической логики с самого начала этой науки были органически связаны с ( по существу кибернетической) идеей машины для переработки любой ( а не только математической) информации - логической машины. Поэтому, например, логические машины, построенные на основе алгебры логики XIX в. [51]