Междисциплинарность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Формула Мэрфи из "Силы негативного мышления": оптимист не может быть приятно удивлен. Законы Мерфи (еще...)

Междисциплинарность

Cтраница 1


Междисциплинарность позволяет не только упрощать, но и выделять новые явления, на которые раньше внимание не обращалось. Обычно эти явления находятся на границе различных уровней организации. Во многих интересных случаях научные дисциплины занимаются детальным анализом явлений, происходящих на одном уровне, а междисциплинарные подходы обращают внимание на то, что происходит между ними. Обычный подход фиксирует внимание на детерминированном поведении, будь то одномерное отображение или уравнение в частных производных, либо на чисто статистическом описании. На границе между этими уровнями существует большая область нелинейных процессов, которые также могут приводить к редким катастрофическим событиям.  [1]

Разносторонность и междисциплинарность решаемых задач требует тесного сотрудничества специалистов из разных областей знаний. Статус приглашаемых для сотрудничества экспертов определяется важностью решаемых ими проблем.  [2]

В чем состоит междисциплинарность нанотехнологии как направления и каково ее значение для научно-технического прогресса.  [3]

Наконец, говоря о междисциплинарности фуллереновых исследований, следует сказать, что авторы этих строк успешно взаимодействовали с химиками и учеными других пограничных областей из различных городов России ( Уфа, Москва, С. Петербург, Черноголовка) и различных стран ( Великобритания, Германия, Франция, Япония) и что это еще раз подтверждает: масс-спектрометр - один из важнейших инструментов всего естествознания.  [4]

Отличительными чертами этого подхода являются целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода информации.  [5]

Как уже отмечалось, методология экономической социологии базируется на двух главных принципах: междисциплинарности анализа объектов ( увязке их экономических и социальных черт, рассмотрении каждого объекта как представителя и экономической и социальной сфер общества) и на анализе социальных механизмов экономической сферы общества.  [6]

И наконец, на наших глазах ( в последней трети XX века) происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует постнеклассический тип научной рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой ( как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.  [7]

В этой связи она выделяет такие их черты: а) обобщенность, повествовательность; б) направленность в будущее, охваченность значительных его отрезков ( во времени) и прогностичность; в) обладание определенной юридической силой, так как они должны служить идейно-теоретической основой законотворчества, стимулом для развития законодательства и управленческой работы всего госаппарата; г) значимость, глобальность, междисциплинарность сформулированных в них проблем и подходов к их решению. Первые из них были направлены на имплементацию идей документов ООН по охране окружающей среды, решений и резолюций конференций и международных организаций. Ныне современное усиление и централизация власти, по ее мнению, повышают статус и эффективность доктрин ( концепций), их воздействие на национальную правовую систему и на систему управления.  [8]

Во-первых, отсутствие собственных методов у социологии международных отношений не лишает ее права на существование и не является основанием для пессимизма: не только социальные, но и многие естественные науки успешно развиваются, используя общие с другими науками, междисциплинарные методы и процедуры изучения своего объекта. Более того: междисциплинарность зсе заметнее становится одним из важных условий научного прогресса в любой отрасли знания. Подчеркнем еще раз и то, что каждая яаука использует общетеоретические ( свойственные всем наукам) и общенаучные ( свойственные группе наук) метода.  [9]

Развитие общества в наше время все в большей степени зависит от развития науки и технологии. Сложную динамику научного исследования определяют локальные взаимодействия между учеными, взаимопроникновение идей ( междисциплинарность), взаимодействие между исследованиями и окружающей их средой, т.е. обществом, политикой, экономикой.  [10]

Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование века, какова его миссия, роль и место в развитии государства. На наш взгляд, новая система образования должна быть инновационной, ее задачи - развитие творческих способностей человека, междисциплинарность в обучении, гуманитаризация и эклологизация образования, сближение технократической и гуманитарной культур.  [11]

Особое значение образование и воспитание в области безопасности приобретает в технических вузах, где достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма будущих разработчиков новой техники и технологии, руководителей производства во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредственно в источниках их возникновения. Глубокое изучение проблем безопасности жизнедеятельности в технических вузах должно реализовываться на основе единого гармоничного и последовательного процесса, построенного с учетом непрерывности, междисциплинарности и охватывающего все формы обучения от лекций до дипломного проектирования.  [12]

Открытость экологического права - важнейшее его свойство. По мнению А. С. Шестерюка, это означает открытость его для плодотворных коммуникаций, обусловленную сущностью социально-природных и социальных взаимодействий, их многоаспектно-стью, что предполагает междисциплинарность исследований.  [13]

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Среди них называются такие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.  [14]

Проблемы, которыми занимаются исследователи, все чаще не укладываются в рамки отдельной определенной сложившейся науки, мы специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это высказывание полностью применимо к проблемам природопользования. Их характерной чертой является междисциплинарность.  [15]



Страницы:      1    2