Меланезия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если тебе трудно грызть гранит науки - попробуй пососать. Законы Мерфи (еще...)

Меланезия

Cтраница 1


Меланезии, обнаружили, что основным понятием в религии меланезийцев является понятие мана - повсюду действующая таинственная сила. В отличие от души или духовного существа мана означает безличную сверхъестественную силу. Таково общее основание магии и религии: человек сначала эмоционально воспринимает и переживает сверхъестественное, а уже затем выражает его в осознанном виде. На психологическом уровне сверхъестественное переживается как ужасное, как нечто внушающее страх.  [1]

В Меланезии, где я занимался прежде всего этой проблемой, у туземцев не существует ни единого магического действия, которое не сопровождалось бы твердой уверенностью в том, что существует и противодействие, которое, если окажется сильнее, может полностью свести на нет усилия мага. В некоторых видах магии, например, в целительной магии, формулы заклинания и контрзаклинания всегда соседствуют друг с другом. Чародей, обучаясь технике магического ритуала, посредством которого он вызывает болезнь, одновременно обучается формуле и обряду, которые могут полностью аннулировать действие его злой магии. В любовной магии не только существует вера в то, что сердце возлюбленной отзовется на более сильное из двух направленных к нему заклинаний, но считается также, что с помощью заклинания можно изменить уже сложившуюся любовную привязанность, например заставить жену разлюбить мужа. Трудно сказать, имеет ли место подобная двойственность магии во всем мире так же, как и на Тробриандских островах, но несомненно, что двойственность сил, черных и белых, положительных и отрицательных, наблюдается повсеместно. Поэтому неудача магии может быть отнесена за счет ошибки памяти, небрежности обряда, нарушения табу и, наконец, что не менее важно, неудача может быть объяснена тем, что кто-то другой совершил какой-то контрмагический обряд.  [2]

Известны в Меланезии, Зап.  [3]

МАНА - на языках народо) Меланезии и Полинезии, гд ( употребляется и откуда займет вовано это слово - невидима.  [4]

Из корней этого растения коренное население Меланезии готовит алкогольный напиток, называемый кавой. Женщины пережевывают коренья и сплевывают их в какую-либо емкость, где в течение нескольких дней происходит брожение.  [5]

Вообразим некоего наблюдателя, внезапно очутившегося в каком-то районе Меланезии и заставшего туземцев за такого рода занятием. Не зная в точности, что он наблюдает, наш зритель скорее всего решил бы, что перед ним люди, находящиеся в лунатическом состоянии или отчего-то впавшие в безудержную ярость. Туземец не просто нацеливает свое оружие на воображаемую жертву. При этом он изображает ярость, потрясая своим оружием, рассекая им воздух, поворачивая его в теле поверженного противника и рывком выдергивая обратно. Таким образом, туземец не только изображает свою победу над врагом, но вкладывает в это действие страсть желания этой победы.  [6]

В Эссе о даре ( L Essai sur le don) Mocc, рассматривая различные формы даров в Меланезии и в Северной Америке, приходит к выводу, что эти общества похожи по своей структуре и, следовательно, их можно сравнить, поскольку обмен дарами в этих различных обществах, на его взгляд, одного порядка. Мосс строго разграничивает внешнюю аналогию и систематическое, методически обоснованное сравнение. Аналогия навевает определенные мысли, она позволяет по-новому взглянуть на уже знакомую реальность и лучше понять ее. Аналогия стимулирует воображение исследователя, заключения которого, однако, редко бывают обоснованны, и их трудно проверить.  [7]

Эта проблема заслуживает самого подробного анализа, поскольку теория мана как сущности первобытной магии и религии получила столь же блестящую по форме, сколь беспомощную по своему реальному применению разработку; сейчас мы должны констатировать, что наши познания о мана, в особенности по отношению к Меланезии, весьма противоречивы и, что еще более важно, мы почти не располагаем данными, с помощью которых можно было бы показать, как это понятие входит в религиозные культы и верования.  [8]

Меланезии и ряда о-вов в Микронезии: тонга, самоа, увеа, футуна, тува-лу, таитяне, гавайцы, маори и др. Общая числ.  [9]

Так, у туземцев Центральной Австралии все магические обряды существуют со времен алькеринга ( alcheringa), откуда ведут начало и все прочие элементы их бытия. У туземцев Меланезии история магии восходит ко времени их пещерной жизни, когда магия была естественным знанием родового человека. В более высокоразвитых обществах истоками магии часто называют духов и демонов, но и эти силы, как правило, не изобретали магию, а воспринимали ее.  [10]

АГАТИС, даммара ( Agathis), род растений сем. Зеландии, на о-вах Меланезии, в Юго-Вост. Образуют чистые или смешанные леса в горах. Наиболее известен новозеландский вид - А.  [11]

Приписывание авторства любого текста определенной личности, оформляющей окончательно эти тексты на естественном языке перед их сдачей в печать, может быть временной особенностью некоторого типа культуры. Это нисколько не более обязательно, чем характерная для языков Меланезии передача названий предметов с грамматическими характеристиками неотъемлемой принадлежности. Категория принадлежности, характерная для левого полушария, может прилагаться к любым объектам.  [12]

Наряду с такими обрядами, в которых главные элементы служат выражению определенной эмоции, существуют и другие, в которых действие направлено на имитацию определенного результата или, по выражению сэра Джеймса Фрезэра, обряд имитирует свою цель. Так, в одном из описанных мною обрядов черной магии, совершаемом туземцами Меланезии, ритуальное завершение колдовства заключается в том, что колдун слабеющим голосом издает последние звуки, затем предсмертный хрип и падает замертво. Нет нужды приводить другие примеры, поскольку этот аспект магии и подобные обряды блестяще описаны и подробно документированы Фрэзером. Сэр Джеймс также показал, что существует особое профессиональное знание магических предметов, основанное на свойствах, отношениях, идеях сходства и сопричастности, получившее развитие в магической псевдонауке.  [13]

Здесь надо вспомнить, что существование человеческого тела как вместилища магической силы и проводника, посредством которого эта сила переходит на иные предметы, вынуждено подчиняться различным условиям. Поэтому маг обязан соблюдать все виды табу, ибо в противном случае колдовство могло бы оказаться испорченным. Это мнение особенно распространено в некоторых первобытных обществах, например в Меланезии, где туземцы полагают, что испорченное колдовство остается в брюхе мага, вместилище не только пищи, но и памяти человека. Когда это необходимо, волшебная сила может сосредоточиваться в гортани, где размещается разум, и оттуда изливается через голос, главный орган человеческой души. Таким образом, магия, не только является существенным достоянием человека, но и буквально находится внутри человека в любой момент его жизни, а также может передаваться только от человека к человеку по строгим правилам посвящения в таинство, наследования и инструкции. Поэтому в первобытной культуре магическая сила никогда не считалась некой природной силой, присущей природным объектам и действующая вне и независимо от человека, силой, которая могла бы быть познана и понята каким-то из обычных способов, какими человек добывает знание о природе.  [14]

За исключением аденосаркомы ( опухоль Вильмса), которая является детским раком, рак почек обычно поражает людей старше сорока лет. Предположительно, 127000 новых случаев рака почек [ включая RCC и карциному переходных клеток ( ТСС) почечной лоханки и мочеточника ], составляющие 1 7 % от общей заболеваемости раком в мире, имели место в 1985 г. Заболеваемость раком почек различна у разных народов. Высокий уровень заболеваемости был выявлен как у мужчин, так и у женщин Северной Америки, Европы, Австралии и Новой Зеландии; низкий уровень заболеваемости имеет место в Меланезии, средней и восточной Африке и юго-восточной и восточной Азии.  [15]



Страницы:      1    2