Cтраница 2
Дуализм волны-частицы был установлен, как мы видели, прежде всего при изучении природы света. В 1924 г. Луи де - Бройль, пытаясь выйти из затруднений, связанных с этим дуализмом, выдвинул смелую гипотезу, что дуализм не является особенностью одних только оптических явлений, но имеет универсальное значение. В оптике, - говорит он, - в течение столетия слишком пренебрегали корпускулярным способом рассмотрения по сравнению с волновым; не делалась ли в теории материи обратная ошибка. Не думали ли мы слишком много о картине частиц и не пренебрегали ли чрезмерно картиной волн. Таков был вопрос, поставленный де - Бройлем. [16]
Дуализм электрона ( частица - волна) приводит к тому, что, с одной стороны, состояние электрона как частицы, движущейся в атоме вещества, характеризуется такими величинами как орбитальный момент количества движения, орбитальный магнитный момент, собственный механический момент электрона ( спин) и внутренний собственный магнитный момент, а с другой стороны, дг гжение электрона можно рассматривать как распространение волны. Особенно заметны волновые свойства электронов в пространстве, линейные размеры которого сравнимы с размерами электрона. Практически в электронных приборах волновые свойства электронов не проявляются, и при рассмотрении принципов их работы поток электронов можно рассматривать как множество движущихся материальных частиц. [17]
Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов. [18]
Дуализм человеческой души и тела укоренен у А. Только душа Адама создана в первые дни творения; тело развилось позднее под действием естеств. Душа есть нечто высшее по сравнению с телом: тело создается родителями, а душа - Богом. Богом и одаряется бессмертием в момент зачатия) и тра-дуционизмом ( душа передается ребенку от родителей), он не разделял представления платоников о том, что тело - лишь грубая одежда души, оковы или тюрьма, в которой падшие души отбывают наказание, и настаивал на действительном субстанциальном единстве человека. Но последовательно обосновать это единство А. Человек - это образ и подобие Божие, но тело не обладает богоподобием. [19]
Дуализм человеческого бытия состоит в том, что индивид, с одной стороны, есть часть естественного мира по рождению, но существует он только в культуре и через культуру. Сущность природы и сущность человека в некотором отношении противоположны друг другу: природа отвечает за устойчивость и постоянство вещей, а человеческая суть отражает текучесть, изменчивость через многообразие эпох, нравов, культур, ситуаций, одновременно демонстрируя то общее и уникальное, что свойственно человеку. [20]
Философский дуализм человека и природы выразился в разделении предметов изучения на естественнонаучные и гуманитарные, при этом последние опираются почти исключительно на письменные источники прошлого. Этот дуализм не характерен для греческой мысли. Он отчасти возник из-за того, что культура Рима и варварской Европы была не оригинальной, а заимствованной ( прямо или косвенно) у Греции, а отчасти потому, что политические и религиозные обстоятельства усиливали зависимость культуры от власти прошлого знания, зафиксированного в литературных документах. [21]
Дуализм права собственности и обязательственного права вызван абсолютным нетождеством вещи и человека. [22]
Дуализм аппаратного и программного обеспечения дает возможность в каждом конкретном случае определить оптимальные наборы модулей, обеспечивающих заданный набор функций. Реализация аппаратных и программных модулей в микропроцессорных системах существенно зависит от архитектуры применяемого микропроцессора. Понятие архитектуры микропроцессора включает в себя его внутреннюю структуру; способы обмена информацией с внешними модулями; форматы информации, циркулирующей в системе; набор команд микропроцессора. [23]
Дуализмом молекул обусловлена самоассоциация в растворе, приводящая к образованию агрегатов, в которых органические фрагменты молекул сближены так, что общая площадь контакта гидрофобных групп растворенной молекулы с водой уменьшена. [24]
Исторически дуализм волна - частица находился накануне гибели и существовал только под другими названиями, когда сам Макс Борн в 1927 г. установил свою превосходную статистическую интерпретацию яр-функции. Он более чем кто-либо другой подчеркнул чисто статистический характер квантовой механики, в отличие от детерминистских волн Шредингера. Тем самым он свел дуализм к совершенно нелогичному противопоставлению свойства отдельной частицы: интерферировать с самой собой по отношению к ее коллективным свойствам, проявляющимся в наличии вероятностных распределений в ансамбле многих одинаковых частиц и математически выражаемым с помощью комплексной волновой функции. [25]
Такой дуализм хорошо известен в квантовой теории. [26]
Такой дуализм не должен вызывать особой трудности в понимании, и действительно, в ряде случаев он оказывается полезен. [27]
Этот дуализм волна - частица проявляется всегда, всеми элементарными и сложными частицами. Он представляет нечто совершенно новое и ломает все границы привычного образа мышления. Оказалось, что эту трудность в рамках детерминистических теорий нельзя преодолеть и что она совместима лишь с принципиально статистической теорией. Нельзя спрашивать: Где находится частица. Нужно так ставить вопрос: Какова вероятность того, что частица находится в определенном месте. В простых случаях вероятность наличия частицы в данном месте измеряется квадратом амплитуды волны в этом месте. [28]
Отвергая дуализм, он считал, что материя - единств, субстанция и что причина существования материи заключена в ней самой. [29]
Этот дуализм влечет также расщепление самого субъекта на гносеологический п оценивающий, разрыв мыслит, способности на познавательную п оценивающую, якобы несоизмеримые друг с другом. Это позволяет утонченно оправдывать конформизм, некритически принимающий нормы бурж. [30]