Cтраница 4
С 1957 г. Бундесбанк представляет собой единую структуру, в которой бывшие центральные банки земель выполняют роль Главных управлений. Бундесбанк имеет максимально широкие полномочия среди европейских центральных банков и в осуществлении кредитно-денежной политики независим от федеральных органов. Принципы деятельности Бундесбанка были положены в основу модели функционирования Европейского центрального банка. Вместе с тем Бундесбанк обязан проводить кредитно-денежную политику, которая не противоречит экономической политике государства в целом. Независимость Бундесбанка ограничена также тем, что представители федерального правительства входят в его руководящие органы. Наконец, за федеральными органами остается исключительное право принимать законы в кредитно-денежной сфере. [46]
Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника валютного союза, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки научастие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией. [47]
Центральные Банки стран зоны единой валюты евро объединены в дополнительное образование, называющееся Евросиcmемой ( Eurosystem), которое является частью ЕСЦБ. Управленческие решения для Евросистемы принимаются через руководящие органы Европейского Центрального Банка. [48]
Национальные Центральные Банки Великобритании, Дании и Швеции, являясь членами Европейской системы центральных банков, но не входящие в зону евро, не имеют права принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для зоны евро, и реализовывать подобные решения. Все Национальные банки зоны евро безоговорочно подчиняются решениям Европейского Центрального банка. [49]
При рассмотрении внешних аспектов хозяйственного развития стран развитой зоны следует также уделить внимание их внешнеторговым связям, играющим все более видную роль в экономике отдельных государств и регионов. Прежде всего, это касается, по оценке экспертов Европейского центрального банка ( ЕЦБ), стран-членов Европейского валютного союза ( ЕВС), которые в большей степени, чем США и Япония, ориентированы на зарубежные рынки. [50]
Создание Европейского валютного союза - дальнейший этап валютной интеграции стран Европейского союза, направленный на объединение их валют. В этих целях планировалась координация кредитно-денежных политик стран-участниц, был создан Европейский центральный банк ( во Франкфурте, ФРГ), и с 1 января 1999 г. для безналичных расчетов начался выпуск европейской денежной единицы, получившей название евро. Первоначально предполагалось завершить создание Европейского валютного союза в 1997 г., однако в действительности реализация этих планов началась с 1 января 1999 г. Формирование Европейского валютного союза осуществляется на основе Маастрихтского договора о создании Европейского политического, экономического и валютного союза, подписанного 15 странами и вступившего в силу в 1993 г. В нем заложены официальные основы создания Европейского валютного союза и определены единые экономические критерии, исполнение которых необходимо для всех стран, желающих участвовать в союзе, а именно: дефицит бюджета для страны, вступающей в ЕВС, не должен превышать 3 % от уровня ВВП; объем государственного долга не должен превышать 60 % от уровня ВВП; уровень инфляции должен находиться в диапазоне от. [51]
Маастрихтский договор охватывает качественно новый этап в развитии Сообщества, предусматривая образование в 90 - е гг. Экономического и валютного союза ( ЭВС), а также политического союза. Согласно Договору, не позднее 1999 г. в ЕС должны быть созданы Европейский центральный банк и единая валюта - евро, введено единое гражданство, создан организационный и правовой механизм общей внешней политики в области безопасности. Для подготовки перехода к ЭВС в 1994 г. создан специальный орган - Европейский валютный институт. [52]