Cтраница 1
Автогамма-съемка решает в основном те же задачи, что и пешеходная, но характеризуется большей производительностью и меньшей стоимостью. Наиболее благоприятны для ее применения равнинные или холмистые незаболоченные и слабозалесенные территории с углом наклона рельефа 5 - 8, где развиты открытые и ослабленные вторичные ореолы рассеяния. Для проведения съемки используют автомобильные гамма-спектрометры АГС-3 и АГС-4, которые градуируют на моделях. Приборы монтируют на автомашинах повышенной проходимости ГАЗ-69. Автогамма-съемку проводят в масштабах 1: 10 000 и 1: 5000, а при детализации аномалий - в масштабе 1: 2000 по правильной сети профилей длиной 1 - 4 км. Для привязки концов профилей на местности прокладывают одну или две базисные магистрали. Скорость движения автомобиля не превышает 12 - 15 км / ч при поисках и 3 - 4 км / ч при детализации аномалий. [1]
Результаты автогамма-съемки записывают на ленте аналоговой регистрации. Обработка лент заключается в усреднении линий записи, выделении аномалий, покилометровой разбивке, переводе мощности экспозиционной дозы у-излучения в пА / кт, введении поправки на инерционность аппаратуры. [2]
Проверку аномалий автогамма-съемки проводят с помощью пешеходной гамма - и геоморфологической съемок. На аномалиях с установленной перспективностью проводят крупномасштабную - ( 1: 2000 и крупнее) пешеходную гамма-съемку, гамма-спектрометрию, эманационную съемку ( классическую и трековую), проходят шурфы, канавы, а при необходимости бурят скважины. [3]
Борометрическую съемку, подобно автогамма-съемке, ведут по профилям в масштабе 1: 5000 и крупнее в зависимости от размера ореолов. Скорость движения автомобиля по профилю определяют опытным путем. [4]
Методы, применяемые для изучения радиоактивности горных пород по маршруту, профилю или сети с целью выявления участков с повышенной мощностью дозы у-излучения ( аномалий): пешеходная гамма-съемка, в том числе шпуровая и спектрометрическая; аэрогамма-съемка ( самолетная и вертолетная); автогамма-съемка. Поэтому они успешно применяются лишь на обнаженных участках пород или в районах с малой мощностью рыхлых экранирующих образований элювиально-делювиального состава. [5]
Радиометрические методы применяют для выделения площадей, перспективных на поиски нефти и газа. Наиболее эффективны аэрогамма - и автогамма-съемки. Установлено, что нефтегазоносные структуры приурочены, как правило, к участкам пониженных значений у-поля. На границах залежи с вмещающими породами часто наблюдается повышенная у-активность, что обусловлено обогащением крыльев нефтегазоносной структуры глинистым материалом, с более высокой, чем у окружающих пород, концентрацией радиоактивных элементов. [6]
Автогамма-съемка решает в основном те же задачи, что и пешеходная, но характеризуется большей производительностью и меньшей стоимостью. Наиболее благоприятны для ее применения равнинные или холмистые незаболоченные и слабозалесенные территории с углом наклона рельефа 5 - 8, где развиты открытые и ослабленные вторичные ореолы рассеяния. Для проведения съемки используют автомобильные гамма-спектрометры АГС-3 и АГС-4, которые градуируют на моделях. Приборы монтируют на автомашинах повышенной проходимости ГАЗ-69. Автогамма-съемку проводят в масштабах 1: 10 000 и 1: 5000, а при детализации аномалий - в масштабе 1: 2000 по правильной сети профилей длиной 1 - 4 км. Для привязки концов профилей на местности прокладывают одну или две базисные магистрали. Скорость движения автомобиля не превышает 12 - 15 км / ч при поисках и 3 - 4 км / ч при детализации аномалий. [7]