Епископ - беркля - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Для нас нет непреодолимых трудностей, есть только трудности, которые нам лень преодолевать. Законы Мерфи (еще...)

Епископ - беркля

Cтраница 1


Епископ Джордж Беркли ( 1685 - 1753), снискавший известность не только как церковный деятель, но и как философ, усмотрел в признании первостепенного значения материи и математики угрозу религии и принижение таких понятий, как Бог и душа. Остроумно и язвительно нападая на Гоббса и Локка, он предложил собственную теорию познания.  [1]

Откровенно рассуждал, простовато рассуждал епископ Беркли. В наше время те же мысли об экономном удалении материи из философии облекают в гораздо более хитрую и запутанную новой терминологией форму, чтобы эти мысли сочтены были наивными людьми за новейшую философию.  [2]

Конечно, если нравится, можно мечтать вместе с добрым епископом Беркли на ту тему, что все есть мечта. Но, как бы приятны ни были фокусы воздушного идеализма, а найдется все же немного людей, которые бы - при самых различных взглядах на проблему внешнего мира - сомневались в том, что они сами существуют.  [3]

Его парадоксы можно сопоставить с теми, которыми пользовался в 1734 г. епископ Беркли, показывая, к каким логическим нелепостям может привести плохая формулировка положений математического анализа, но ие предлагая со своей стороны лучшего обоснования.  [4]

Они в самом деле нуждались в защите от нападок фнлософско-теоло-гического порядка н насмешек известного епископа Беркли, который говорил, что тому, кто верит во флюксии, не должно быть трудно уверовать и в таинства религии: аргумент ad hominem, не лишенный нн логпки, ни остроумия.  [5]

Тут мы подошли и к тем вредным выводам из абсурдного учения о существовании внешнего мира, которые заставили епископа Беркли не только теоретически опровергать это учение, но и страстно преследовать сторонников его, как врагов. На основе учения о материи или о телесной субстанции, - говорит он, - воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии...  [6]

Это далеко не ясно, трудности, связанные с пониманием ньютоновой теории флюксий, повлекли за собой много недоразумений и вызвали суровую критику епископа Беркли в 1734 г. Эти недоразумения были устранены лишь после четкого установления современного понятия предела.  [7]

Пока ограничимся одним выводом: новейшие махисты не привели против материалистов ни одного, буквально ни единого довода, которого бы не было у епископа Беркли.  [8]

Имели место полезные нападения на отдельные модели, предложенные специалистами по теории катастроф, но не было хорошего методологического наступления, основанного на понимании принципов ( подобного тому, которое было предпринято епископом Беркли [ 991 на дифференциальное исчисление), и это позволило разным паразитическим грибкам нарасти на нашем предмете.  [9]

Идеалистический монизм не считает сознание атрибутом только одного ума, так как существует лишь Единый Ум, который объясняет все. Это было сказано епископом Беркли в 1710 году, и никто из его последователей не смог добавить ничего существенного.  [10]

Любопытно, что другое представление о пространстве также не ново и восходит по крайней мере к началу XVIII столетия. Впервые оно было выражено, по-видимому, в высказываниях знаменитого британского философа епископа Беркли.  [11]

В книге Материализм и эмпириокритицизм Ленин показал, что Мах п другие буржуазные философы, рекламируя свою философию как новейшую, на деле протаскивают под повой вывеской давпым-давно устаревший идеалистический хлам. Под мудреным названием эмпириокритицизм они восстанавливают, несколько подкрашивая, взгляды воинствующего противника материализма, английского епископа Беркли, жившего в XVIII веке. Ленин установил, что исходный пункт философии Беркли и эмпириокритицизма один и тот же - субъективный идеализм.  [12]

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от наших ощущений ( то есть вне нашего сознания), независимо от нас. Такое понимание материи отграничивает научный, материалистический взгляд на нее от точки зрения объективных идеалистов. Ленинское определение материи направлено и против дуалистической трактовки соотношения души и тела как двух параллельных, не связанных друг с другом субстанций. Лишены смысла попытки современных теологов совместить понятие материи с религией. Если в XVIII веке епископ Беркли, утверждая, что материя - ничто, призывал изгнать само понятие материи из науки, так как из него вырастают материализм и атеизм, то в наши дни некоторые богословы любят подчеркивать единство духа и материи.  [13]

Естествознание, как наука, имеет полное основание, по моему мнению, трактовать пространство и время, как чисто объективные категории. Биолог вправе, думается мне, рассматривать распределение организмов в пространстве, геолог - их распределение во времени, не останавливаясь для объяснения читателю, что речь идет только о чувственных восприятиях, о накопленных чувственных восприятиях, об известных формах восприятий. Ллойд Морган - представитель того агностицизма, который Энгельс назвал стыдливым материализмом, и, как ни примирительны тенденции такой философии, все же примирить взгляды Пирсона с естествознанием оказалось невозможным. Не может быть сомнения в том, - отвечал защитник К. Пирсона, Райль ( R. J. Ryle), - что учение о пространстве и времени, связанное с именем Канта, есть важнейшее положительное приобретение идеалистической теории человеческого познания со времен епископа Беркли.  [14]

15 Уверенность испытуемого в верности опознания базовой фигуры и ее преобразований. Адаптировано из. Franks and Bransford ( 1971. [15]



Страницы:      1    2