Cтраница 1
Дидактический барьер, следовательно, проявляется, во-первых), в самих вузовских методах и организации обучения, при которых центр тяжести обучения приходится на самостоятельную работу студентов. Во-вторых, он проявляется в субъективном состоянии студентов, оказавшихся в незнакомой дидактической ситуации. [1]
При выяснении зависимости ощущения дидактического барьера от возрастной структуры студенчества ( табл. 4) выяснилось, что с повышением возраста студенты оказываются менее чувствительными к вузовской организации обучения. По-видимому, здесь играет свою положительную роль обогащение жизненного опыта молодежи. Что касается затруднений, связанных с объемом самостоятельной работы, то в отношении их не наблюдается устойчивой зависимости от возраста. [2]
Поэтому для фиксации наличия дидактического барьера в первые годы обучения в вузе и его проявлений недостаточно обнаружить, что студенты осознают сам факт перемены в методах и организации обучения и сталкиваются с необходимостью выполнять больший ( в сравнении со школьным) объем самостоятельной работы. Помимо этого при углубленном исследовании необходимо установить, испытывают ли студенты умственное переутомление, проявляющееся в ослаблении внимания и памяти, а также в ощущении усталости к концу дня. Зафиксировать все это в ходе опроса весьма затруднительно. [3]
Таким образом, преодоление дидактического барьера - наиболее важная составная часть проблемы адаптации студентов. Именно на ней должны быть сосредоточены и основные усилия исследователей. Причем изучение этого вопроса должно касаться учебного процесса не только в вузе, но и в средней школе, ибо дидактический разрыв между ними можно уменьшить, только устранив слишком резкие различия в методах и организации обучения. [4]
Естественно предположить, что преодоление дидактического барьера должно сказаться на состоянии работоспособности и общем самочувствии студентов. [5]
В литературе уже имеются указания на дидактический барьер как фактор, отрицательно сказывающийся на успеваемости студентов-первокурсников. [6]
Таким образом, данные исследования прямо согласуются с гипотезой, что дидактический барьер - главная трудность, преодолеваемая в процессе адаптации. Косвенно это положение подтверждается данными о факторах, отрицательно влияющих на качество подготовки специалистов в вузах. Практически только два из них ( табл. 3) - неумение организовать свою личную работу ( 31), 5 % опрошенных) и недостатки в организации учебного процесса ( 24 3 %) студенты рассматривают в качестве серьезных препятствий в учебной деятельности. [7]
Возникает вопрос, какие же факторы обусловливают, с одетой стороны, остроту ощущения дидактического барьера, а с другой - легкость, безболезненность переключения на новые вузовские формы обучения. Проведенный нами опрос показал ( табл. 1), что наиболее восприимчивы к новизне методов и организации обучения в вузе студенты технических специальностей, а наименее - студенты гуманитарных профессий. [8]
Данные опроса позволяют установить зависимость между уровнем успеваемости и адаптацией студентов. Такая зависимость наблюдается как в отношении профилирующих, так и непрофилирующих дисциплин. Характерно, что отличники показали меньшую восприимчивость к дидактическому барьеру. [9]
Как пишет А. Н. Леонтьев, средняя шкала, к сожалению, не развивает у учащихся познавательный, теоретический интерес, не прививает им внутреннего стремления к глубокому изучению дисциплин. Только в вузе изучаемые предметы раскрываются перед студентами как наука. Но пока школа не ориентирует учеников на такое усвоение материала, поэтому, придя в вуз, они и сталкиваются с дидактическим барьером. [10]