Cтраница 1
Восприятие есть акт духа; что бы мы ни думали о воспринимаемом предмете в нем самом, мы никак не можем отделить его от воспринимающего духа. Восприятие дерева есть духовное явление; дерево познается как воспринимаемое, и никак не иначе. Дерева совершенно отдельно от восприятия мы не знаем, а говорить мы можем только о том, что знаем. [1]
В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку и не встречается у животных. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми. [2]
Коротко говоря: восприятие есть простое, неразложимое, основное явление нашего опыта. [3]
В отличие от ощущений восприятие есть отражение предмета в целом как совокупности его свойств. Предмет воспринимается как единое целое и вместе с тем как нечто более или менее расчлененное. Это неизбежно связано с аналитико-синтетической деятельностью коры большого мозга. При восприятии различных свойств предметов и явлений одновременно происходит возбуждение многих пунктов коры мозга, что влечет за собой образование между ними временных связей. [4]
Поэтому очевидно, что осязательное восприятие есть с самого начала сочетание активных операций, предпринимаемых перципиентом. Тем не менее центробежные импульсы, приводящие к движениям руки и управляющие притоком ощущений, либо вообще не осознаются, либо остаются па грани нашего сознания. Напротив, над ними полностью господствует ощущение структуры самого объекта. [5]
Согласно общему признанию, дерево есть нечто существующее само по себе, отдельно от всякого восприятия; отражая свет, оно производит световое впечатление, и тогда мы воспринимаем его; все люди уверены в том, что восприятие есть следствие, а дерево, независимое от восприятия, есть причина. Однако дерево известно нам только по восприятию, и мы не можем ничего сказать о том, что оно представляет из себя ранее восприятия или независимо от него: мы можем мыслить дерево только как воспринимаемое нами, а не как нечто не зависящее от восприятия. Иначе получается очевидное противоречие: нам надо в одно и то же время воспринимать и не воспринимать одну и ту же вещь. Мы сознаем осязательное впечатление, производимое железом, и мы можем сознавать его только в качестве осязательного ощущения. [6]
В 18 веке, когда философская психология была привнесена туда, где по идее было место для научной психологии, британские эмпирики Беркли, Юм, а позже Джеймс Милль и его сын Джон Стюарт Милль предположили, что есть три типа внутренних репрезентаций: ( 1) непосредственные сенсорные события ( Esse est percipi восприятие есть реальность3); ( 2) бледные копии перцеп-тов - то, что хранится в памяти; и ( 3) преобразования этих бледных копий - т.е. ассоциативное мышление. [7]
Мышление, в противоположность восприятию, обращается к элементам прошлого опыта, комбинирует их по-новому и может добавлять к ним новые элементы. Восприятие есть психический процесс, ограниченный уловлением того, что дает окружение. [8]
Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения могут существовать вне восприятия, например ощущения холода, темноты, но восприятия невозможны вне ощущений. Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения все же существуют преимущественно как части целостных восприятий. Поэтому если восприятие есть образ внешнего предмета, то и ощущениям должна быть свойственна та или иная степень образности. Более полный образ, что, очевидно, имеется в восприятии. [9]
Та видимая легкость, с которой животные и даже насекомые справляются с задачами восприятия, одновременно и ободряет, и обескураживает. Тем не менее этого пока недостаточно для воспроизведения процессов восприятия с помощью ЭВМ. Особую привлекательность этому вопросу придает и то обстоятельство, что восприятие есть нечто известное по опыту каждому, а вместе с тем. [10]
Учение о посредственном или репрезентативном восприятии представляет собой наиболее резкое выражение теории об отдельном существовании материи, и никто не изложил его внутренних противоречий с большей силой, чем Гамильтон. Он находит, что Рид впадает в него, утверждая, что первичные качества ( протяжение и проч. Однако, говорит Гамильтон, если первичные качества только внушаются нам вторичными, то наше познание внешнего мира всецело субъективно или идеалистично. Таким образом, выходит, что процесс локализации ощущения ( боли в ноге, например) в мозгу соответствует посредственному или репрезентативному восприятию. Смысл, какой придает Рид терминам notion и conception, также подтверждают этого взгляд. Называя воспроизведение прошлого в воображении непосредственным познанием, Рид точно так же становится на опасную почву: такое непосредственное познание в приложении к восприятию есть, на самом деле, посредственное. Далее, к репрезентативной теории ведет и учение Рида и Стюарта о возможности восприятия отдаленных предметов, если его как следует разобрать. Даже более, к тому же ведет и то, что Рид называет восприятие умозаключением. Наконец, Риду не следовало отделять, как он это делает, уверенности в существовании внешнего мира от познания его нами. [11]
Gestalt), возникающую в связи со зрит, восприятием ситуации; 3) природа этого восприятия есть целостное, не сводимое к отд. Однако в целом предложенное К. [12]