Миф есть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Единственный способ удержать бегущую лошадь - сделать на нее ставку. Законы Мерфи (еще...)

Миф есть

Cтраница 1


Миф есть построение, в котором чувство господствует до такой степени, что человек слушается только его одного, а не фактической очевидности.  [1]

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую ( ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ-демонов и богов.  [2]

Миф есть чувств, представление, и в нем не содержится ничего абстрактного. Однако миф не есть сфера просто только чувств, представлений, потому что в обыкновенных чувств, представлениях нет ничего чудесного, волшебного, фантастического, а миф полон всем этим.  [3]

Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово космос здесь используется не в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Космос - это древний образ мироздания, в котором человек не царь природы ( это понимание возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.  [4]

Главный вывод, который следует из предыдущего изложения: миф есть фундаментальная форма строения реальности [ 67, S. Эта формула, практически совпадающая с тем, что изложено выше, заимствована не из книги Лосева, а из современного немецкого элементарного учебника социологии. Миф формирует жизнь как единство. Это значит, что он обеспечивает, с одной стороны, единство субъекта и объекта, с другой - единство представления и действия. Такого рода интерпретация мифа углубляет и развивает сформулированные в главе 2 представления о репрезентативной культуре, которая так же, как и миф, не может существовать объективно, а существует лишь как субъектно-объектное единство, то есть постольку, поскольку она активно поддерживается, либо пассивно признается членами общества.  [5]

Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы - верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Это вовсе не случайное или гипотетическое действие человеческого ума неразрывно связано с тем первобытным умственным состоянием, когда человек в мельчайших подробностях окружающего его мира видит проявления личной жизни и воли. Это учение об анимизме в другом месте будет рассмотрено нами в его действии на философию и религию.  [6]

Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя - приятная, другая - скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных кавалерах, о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, кабинами машин и тому подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями и наркологическими больницами или психушками.  [7]

Нужно быть до последней степени близоруким в науке, просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть... Это не выдумка, но - наиболее яркая и самая подлинная действительность.  [8]

Но точно также миф есть способ смысловой консолидации индивида с общипой, которая воспринималась как часть обожествленной природы. Каждый человек целиком отождествлял себя с обществом, порядок которого был не менее священен, чем порядок природы.  [9]

Хотя даосизм насыщен мифологическими мотивами, в целом он отнюдь не является возвращением к мифу. Если не вдаватьсяв сложные подробности, то принципиальное различие состоит в том, что миф есть выражение несвободы, в то время как идеал даосской жизни основан на стремлении человека к внутреннему освобождению.  [10]

Как уже отмечалось выше ( разд. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух еще не развит и не готов совладать с собственной свободой.  [11]

При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия.  [12]

Барт: Левые мифы бедны, бедны по своей природе. Они не могут размножаться, поскольку делаются по заказу с ограниченными, временными целями и создаются с большим трудом. В любом левом мифе есть какая-то натянутость, буквальность, ощущается привкус лозунга; выражаясь сильнее, можно сказать, что такой миф бесплоден. Действительно, что может быть худосочнее, чем сталинский миф. Возможно, поскольку мы не знали других мифов, наши представлялись нам достаточно хорошими.  [13]

Все это позволяет увидеть роль и значение мифологии в новом свете. Он также не является итогом созерцания природы или некоторого рода символическим обобщением ее законов. Миф выступает как исторически образовавшееся суждение о некотором событии, само существование которого однажды и навсегда свидетельствовало в пользу какого-либо магического действия. Иногда миф оказывается не чем иным, как фиксацией магического таинства, ведущего начало от того, первого человека, кому это таинство раскрылось в некотором знаменательном происшествии. Чаще миф просто повествует, каким образом некоторая магическая тайна открылась какому-то роду, племени или семейному клану. Но в любом случае миф является гарантией тайны, ее родословной, хартией ее прав на сознание людей. Мы уже говорили, что миф есть естественный результат человеческой веры в то, что любая власть должна обнаруживать себя, выступать как действующая сила, которую можно использовать, если в нее верить. У каждой веры есть своя мифология, ибо нет веры без чудес, а миф главным образом просто пересказывает некое первоначальное чудо, совершившееся благодаря магии.  [14]



Страницы:      1