Мышление есть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Девушка, можно пригласить вас на ужин с завтраком? Законы Мерфи (еще...)

Мышление есть

Cтраница 2


Успешность и эффективность мышления зависят от качества ума, среди которых основными для горнорабочего являются критичность, гибкость, быстрота и широта мысли. Критичность мышления есть способность оценивать свою умственную деятельность, тщательно взвешивать все доводы за и против возможных решений, отличать реальное от неосуществимого.  [16]

В частности, в Основах общего учения о многообразиях ( 1883 г.) он писал: В одной дальнейшей работе я вернусь к тому основному, чреватому следствиями и особенно замечательному своей общезначимостью закону мышления, согласно которому всегда возможно придать всякому строго определенному множеству форму вполне упорядоченного множества [ 13, с. Этот закон мышления есть не чю иное, как тот эквивалент аксиомы выбора, при доказательстве которого Цермело [14] и ввел свою аксиому.  [17]

Конечно, поскольку он хорошо ее знал. Вообще парадигматич-ность научного мышления есть факт почти лингвистический, вы ограничены словарем и грамматикой научного языка, на котором все вокруг говорят. Даже пытаясь расширить язык, вы все равно ограничены ресурсами, скажем, математики.  [18]

Диалектика субъекта-объекта дидактического процесса характеризуется особым взаимоотношением действующих лиц процесса обучения - обучающих и обучаемых: ведущей ролью обучающих и одновременной позицией объекта и субъекта обучаемых. Субъективная ( или идеальная) диалектика дидактического мышления есть отражение объективной диалектики дидактического процесса.  [19]

Напротив, как категория, меновая стоимость ведет допотопное существование. Поэтому для такого сознания ( а философское сознание именно таково), для которого постигающее в понятиях мышление есть действительный человек и поэтому только постигнутый в понятиях мир как таковой есть действительный мир - движение категорий выступает как действительный ( хотя, к сожалению, и получающий некоторый толчок извне) акт производства, результатом которого является мир; и это - здесь, однако, мы опять имеем тавтологию - постольку правильно, поскольку конкретная целостность, в качестве мысленной целостности, мысленной конкретности, действительно есть продукт мышления, понимания; но это ни в коем случае не продукт понятия, порождающего само себя и размышляющего вне созерцания и представления, а переработка созерцания и представления в понятия. Целое, как оно представляется в голове в качестве мыслимого целого, есть продукт мыслящей головы, которая осваивает для себя мир единственно возможным для нее способом - способом, отличающимся от художественно -, религиозно -, практически-духовного освоения этого мира. Реальный субъект все время остается вне головы, существуя во всей своей самостоятельности, пока голова относится к нему лишь умозрительно, лишь теоретически. Поэтому и при теоретическом методе субъект - общество - должен постоянно витать перед нашим представлением как предпосылка.  [20]

Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информации, то не столько определяют мышление, сколько указывают на одно из его свойств.  [21]

Когнитивная психология берет свое начало в декартовом принципе cogito ergo sum. А в сфере психологии мышления есть множество значительно более когнитивных исследований, чем в когнитивной психологии. Сперлинг провел замечательные исследования иконической памяти, нашел объяснение ряду парадоксов, давно известных психологам, и это положило начало одному из мощнейших и влиятельных направлений не только психологии, но и науки в целом. Сегодня существует не только когнитивная психология, но когнитивная наука.  [22]

Так же как они ненавидят развитие и борьбу, так эти господа ненавидят мышление, бессердечное мышление, - как будто какой-нибудь мыслитель, не исключая Гегеля и Рикардо, когда-нибудь мог дойти до того бессердечия, с каким они поливают публику этими разжиженными помоями. Народ не должен заботиться о завтрашнем дне и может выбросить из головы всякие мысли; когда настанет великий решающий день, народ от одного прикосновения будет наэлектризован, и загадка будущего чудесным образом раскроется ему. Этот призыв к отказу от мышления есть прямая попытка обмануть именно самые угнетенные классы народа.  [23]

Как ни решать сложный и все еще спорный теоретический вопрос об отношении мышления и речи, нельзя не признать решающего и исключительного значения процессов внутренней речи для развития мышления. Значение внутренней речи для всего нашего мышления так велико, что многие психологи даже отождествляют внутреннюю речь и мышление. С их точки зрения, мышление есть не что иное, как заторможенная, задержанная, беззвучная речь. Однако в психологии не выяснено ни то, каким образом происходит превращение внешней речи во внутреннюю, ни то, в каком примерно возрасте совершается это важнейшее изменение, как оно протекает, чем вызывается и какова вообще его генетическая характеристика.  [24]

Человек есть единственный предмет, в котором, по признанию самих идеалистов, осуществлено требование тождества субъекта и объекта; ибо человек есть тот предмет, коего равенство и единство с моим существом стоит вне всякого сомнения... А разве один человек не является для другого, даже для самого близкого, объектом фантазии, объектом представления. И если даже между человеком и человеком, между мышлением и мышлением есть такая разница, которую нельзя игнорировать, то насколько больше должна быть разница между немыслящим, нечеловеческим, нетождественным с нами существом самим по себе ( Wesen an sich) и тем же самым существом, как мы его мыслим, представляем и понимаем.  [25]

Реакция против этого взгляда, как это часто бывает, привела к тому, что вопрос был перевернут с не меньшим преувеличением в противоположную сторону. Стали обращать внимание на то, что предстаапения как материал мышления вообще никакой роли в мышлении не играют, и стали сосредоточивать внимание на самих операциях мышления, на его функциях, на том процессе, который совершается в уме человека, в то время, когда он мыслит. Вюрцбургская школа довела до крайности эту точку зрения и пришла к выводу, что мышление есть такой процесс, в котором объекты, представляющие внешнюю действительность, в том числе и слово, не играют никакой роли, и что мышление является таким чисто духовным актом, заключающимся в чисто отвлеченном, не чувственном схватывании отвлеченных отношений. Как известно, положительная сторона этой работы была в том, что исследователи, проводившие ее, выдвинули целый ряд практических положений на основе экспериментального анализа и обогатили наши предстаатения о действительном своеобразии интеллектуальных операций. Но вопрос о том, как представлена, отражена и обобщена действительность в мышлении, был выброшен из психологии вообще.  [26]

Мысль есть функция мозга, - говорит Дицген ( Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit, 1903, S. Есть русский перевод: Сущность головной работы), Мысль есть продукт мозга... Мой письменный стол, как содержание моей мысли, совпадает с этой мыслью, не отличается от нее. Эти вполне ясные материалистические положения Дицген дополняет, однако, таким: Но и не чувственное представление чувственно, материально, то есть действительно... Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом. Мышление есть телесная работа, - говорит Дицген.  [27]

Часто употребляется сравнение - педагогика относится к педологии так же, как техника к физике. Физика устанавливает законы природы как таковые, а техника использует эти законы. Точно так же психология и педология устанавливают законы детского развития, а педагогика строит обучение ребенка на основе этих законов. Такая точка зрения, хотя она и самая старая, наиболее живуча. Она основывается на том, что ряд педологов, педагогов и психологов до сих пор полагают, что умственное развитие ребенка зависит непосредственно от созревания мозга. Так как мышление есть основная функция мозга, то они считали, что развитие мышления - функция от развития мозга и существует непосредственная зависимость между отдельными уровнями созревания мозга и уровнями развития мышления. И если ребенок младшего возраста не мыслит, как ребенок 7 лет, то это происходит оттого, что у него не созрел мозг.  [28]

Мы сказали, что мыслительный процесс связан с незавершенными, еще длящимися явлениями, а это значит, что условиями его возникновения могут быть только неопределенность, сомнения, проблематичность. Полная определенность существует лишь там, где все кончено, все завершено; размышление же - там, где неизвестность. Цель размышлений состоит в том, чтобы определить финал, спроектировать возможное завершение процесса на основе того, что уже известно. С этим связан ряд важных особенностей мышления. Поскольку обстоятельства, вызывающие наши размышления, всегда проблематичны, мышление - это исследование, поиск. Находки вторичны и вспомогательны по отношению к поиску, который постоянно устремлен к тому, чем человек в данный момент не располагает. Некоторые считают, что оригинальное исследование - это особая прерогатива ученых или в крайнем случае аспирантов. Однако всякое мышление есть исследование, а всякое исследование оригинально для того, кто его осуществляет, даже если то, что он еще только ищет, всему миру уже давно известно.  [29]



Страницы:      1    2