Cтраница 1
Надежность человека, так же ак и скорость реакции, зависит от его индивидуальных ocof нностей, уровня тренировки и др. В системе управления она; фактеризуется работоспособностью человека. [1]
Надежность человека в системе определяется также выносливостью - сложным психофизиологическим процессом. Выносливость человека при выполнении определенного вида работ может быть развита тренировкой. Установлено, что затраты энергии у тренированных людей меньше, чем у нетренированных, В результате правильной тренировки двигательная деятельность человека становится более экономичной и точной, наступают значительные изменения в работе систем кровообращения и дыхания, растет приспособляемость организма к тяжелым условиям производственной среды. Известно, например, что даже физически очень сильный человек при освоении профессии помощника бурильщика с трудом выдерживает 8-часовую нагрузку. [2]
Эту надежность человека нельзя охарактеризовать на основе только количественных показателей, которые полностью оправдывают себя при характеристике надежности машинных элементов. Одна из причин этого заключается в том, что структуру действия нельзя разложить на отдельные компоненты, независимые один от другого. А это значит, что надежность человека нужно анализировать прежде всего на основе качественных характеристик. [3]
Так как надежность человека трудно охарактеризовать теми же параметрами, маловероятно, что подсистемы человека и машины можно объединить для получения достоверных оценок надежности всей системы. Где же видится выход. Сравнение характеристик человека и машины в течение долгого времени и разнообразных условий приводит нас к следующему, единственно бесспорно выводу: люди гибки, но не последовательны, тогда как машины последовательны, но не гибки. Поэтому предлагается заменить принцип сопоставления на более точный принцип дополнительности. Необходимо осознать, что функции выполняются человеком и машиной совместно. И деятельность должна не просто передаваться от одной подсистемы к другой, а быть разделена между человеком и машиной. Рассмотрим же разницу между этими двумя подходами. [4]
Гутманом: Надежность человека - это вероятность того, что оператор правильно выполнит некоторые обусловленные системой действия за определенный период времени ( если время - ограничивающий фактор) и не произведет никаких посторонних действий, способных нанести ущерб системе. [5]
Позже свойство надежности человека было разделено на базовую надежность и прагматическую. Если базовая надежность рассматривается как потенциальная способность организма человека к надежной работе, то в условиях реальной деятельности проявляется прагматическая надежность, которая выражается вероятностью выполнения оператором требуемого алгоритма действий, либо принятия оптимального ( или хотя бы приемлемого) решения. [6]
Изучение работоспособности и надежности человека связано с вопросами режима труда и отдыха. Надежность и работоспособность зависят от многих факторов, в числе которых правильная организация режима труда и отдыха занимает едва ли не ведущее место. [7]
Построение теоретических основ надежности человека выполняется с учетом технологии, принятой при рассмотрении надежности оборудования. Надежности отдельных компонентов системы объединяются в соответствии с ее конфигурацией и последовательностью взаимодействия компонентов. Различные функциональные цепочки моделируются с помощью дерева функциональных событий или дерева отказов системы. Надежности отдельных компонентов определяются иа основании произодст-венных прогнозов или сведений о количествах отказов, полученных по большой совокупности данных. Каждая возможная функциональная цепочка представляется как отдельная ветвь в дереве отказов системы. Надежности отдельных компонентов в каждой ветви объединяются по математическим законам ( в зависимости от параллельной или последовательной конфигурации системы), что дает числовое выражение надежности для этой ветви дерева отказов и соответствующей ей последовательности событий. [8]
Построение теоретических основ надежности человека выполняется с учетом технологии, принятой при рассмотрении надежности оборудования. Надежности отдельных, компонентов системы объединяются в соответствии с ее конфигурацией и последовательностью взаимодействия компонентов. Различные функциональные цепочки моделируются с помощью дерева функциональных событий или дерева отказов системы. Надежности отдельных компонентов определяются на основании произодст-венных прогнозов или сведений о количествах отказов, полученных по большой совокупности данных. Каждая возможная функциональная цепочка представляется как отдельная ветвь в дереве отказов системы. Надежности отдельных компонентов в каждой ветви объединяются по математическим законам ( в зависимости от параллельной или последовательной конфигурации системы), что дает числовое выражение надежности для этой ветви дерева отказов и соответствующей ей последовательности событий. [9]
ЧМС этот объективный уровень надежности человека является недостаточным. Поэтому в сложные системы включают по два оператора для выполнения одной и той же функции. Принимаемые ими решения экспертируются ЭВМ, а затем или реализуются, или отклоняются. [10]
Как известно, под надежностью человека понимается его способность выполнять требуемые функции с заданной точностью, в заданный интервал времени, применительно к конкретным условиям. При оценке надежности человека-оператора учитываются безошибочность его действий, восстанавливаемость работоспособности, отрицательное влияние факторов внешней среды. Нередко надежность человека оценивается по аналогии с надежностью технических устройств. Однако эта аналогия весьма условна, ибо надежность человека является сложной нелинейной функцией его профессиональной пригодности, обученности, тренированности, стрессовой устойчивости, психофизиологического состояния и морально-психологических качеств. Видимо, в общем виде критерий надежности человека-оператора должен представлять собой определенную вероятностную динамическую систему, состоящую из цепи частных критериев. Причем при оценке надежности необходимы расчленения деятельности того или иного оператора на определенные действия и операции с их весовой или балльной оценкой, а также учет режима и условий работы. [11]
Если такой банк данных о надежности человека будет создан, в первую очередь он окажется полезным для ВАР в атомной энергетике. В случае удачи он может быть расширен для использования в других областях. [12]
Из сказанного следует, что хотя надежность человека может быть описана теми же критериями, что и технические средства, ее учет в надежности комплекса система управления - человек требует особого подхода. [13]
Есть ли разница в терминах: надежность человека, надежность работы человека, надежность функционирования. [14]
Число несчастных случа ( i с рабочими буровых бригад по чг i ам. [15] |