Cтраница 3
Башкирам предоставляется право с соблюдением установленных в общих законах правил производить торговлю, открывать и содержать фабрики и раз-ныя промышленный, торговыя и ремесленныя заведения, записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах. [31]
Башкирам дозволяется по желанию отдавать детей своих в общия учеб-ныя заведения и поступать на службу на основании правил, установленных на сей предмет для сельских обывателей. [32]
Башкирам, а равно неслужащим зауряд-чиновникам волостной старшина выдает виды на отлучки на гербовой бумаге установленнаго достоинства. Бланки для сих видов старшина приобретает заблаговременно в уездном казначействе на счет мирских сумм. Для облегчения же башкир, имеющих надобность в кратковременных отлучках, выдача месячных билетов предоставляется сельскому старосте под непосредственным наблюдением волостнаго старшины. [33]
Постепенно башкиры переходят к оседлости и земледелию. [34]
У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями. [35]
У башкир кубыз обычно считался детским или женским инструментом. Собираясь на аулак, женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. [36]
Но башкиры, имеющие много душ ( кулаки), старшины, стоящие во главе этого темного народа, не испытывали от этого никакого вреда, а, наоборот, только выгадывали: Н ППР-мер, продавая землю, деньги делили по душам, и у кого ыног: душ, тот, конечно, денег получал больше. [37]
У башкир отношение к вопросам; бракосочетания было исключительно серьезным. Невесту стремились брать из отдаленных мест - за 100 и более километров. [38]
У башкир не принято было спящего человека будить внезапно, окриком. Дело в том, что, по верованиям башкир, душа человека во время сна покидает тело. Если же его внезапно разбудить, то душа спящего не успеет возвратиться и он может умереть. При побудке рекомендовалось сперва назвать ти - хонько имя спящего, затем окликнуть погромче, лишь после этого будить активнее. Если отбросить мистику, данный обычай с точки зрения психогигиены исключительно положителен. Внезапной или с помощью окрика побудкой можно сильно напугать человека и даже вызвать нервно-психическое растрой-ство, что чревато серьезными последствиями особенно у детей с их неокрепшей центральной нервной системой. [39]
У башкир не принято содержание собак в жилище. [40]
У башкир не было принято ношение густой бороды, отращивали так называемую козлиную бородку. [41]
У башкир не было принято употребление в пищу селезенки, лимфатических узлов. Если учесть, что эти органы несут большую барьерную функцию, служат местом скопления попавших в организм болезнетворных начал, инородных тел, то рациональность обычая башкир несомненна. [42]
Принимая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от набегов и грабежей соседних племен и народов, гарантировало их земельные права. [43]
Из башкир, участвующих в волостном сходе, избираются очередные судьи на основании ст. 75 сего положения. [44]
Культура башкир лучше всего представлена материалами курганов. [45]