Башкирец - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Еще один девиз Джонса: друзья приходят и уходят, а враги накапливаются. Законы Мерфи (еще...)

Башкирец

Cтраница 1


Башкирцев и татар, кто во время воровства и бунта пойманы и винились в нападении на Вологодския роты и в других воровствах и в смертных убивст-вах казнить смертию, а других в ссылку сослать, а не освобождать; а пущих заводчиков, хотя они и отпущение получили, Акая, Кильмяка, Бепеня, Мясегута, Умира, Ишалю, Солтан Мурата, по причинам партикулярных дел, одного по другом забрав, жестокою казнить смертию.  [1]

Башкирцев, кто пойман будут в воровствах: по-прежнему с наказанием кнутом, отнюдь не освобождать, а ссылать всех, хотя б кто и в одном малом воровстве явился, не пытав, и не наказывая кнутом, годных в службу в Остзейские гарнизонные полки в солдаты, а негодных, учиня наказание кнутом, в Ро-гервик в работу и в здешния места на пашню.  [2]

Башкирцам оное в противность и ежели от помянутых Башкирцев в строении препятствия и остановки не Будет и за противность оного не примут то построение того ручного завода и для копания руды откесть Уфимскому воеводе земли сколько надлежит по своему расслютрению что к тому строению потревно кудет вез излишества; ежелиж от помянутых Башкирцев в том заводском произведении кудет ему какая противность и остановка и о том ему воеводе в Еерглколлегию писать нел едленно и ожидать на оное указу; радиж новости того заводу десятого пуда не трекокать с них г С6ГО числа впредь пять лет а по прошествии урочные платить иметь в казанском керг приказу с кричного железа поднча с пуда во все годы вез доимки и для того о выводе того кричного железа и место ему Уразметову записныя книгу; також ему Уразметову и впредь всякие руды приискивать разрешено и в компанию пришшать кого похочет не запрещается; и ежели он где ка кие руды приищет и компанейщики кого к секе примет и пожелают они построить водяной железной или другие заводы о том ему ОБЪЯВЛЯТЬ в уфимской провинции воеводе доношениями именно где и в катором уезде и урочище и какие руды овыскали и при каких местах и врать из тех местов оных руд фунтов по пяти от завода как доношения так и руды для отсылки на прову в БергА коллегию уфимской провинции воеводе; а ему воеводе принимая от них те доношения и руды присылать через почту в керг коллегию а котором месте ему Надыру построение место отведено вудет о том ему воеводе в БергАколлегию рапортовать; а за означенные места которые ему Уразметову для копания руды отведены кудут платить елуу владельцам по седьмому пункту привелегии тридцать вторую долю от ПРИБЫЛИ, а где завод построен Будет за оное / место также за надлежащие дрова и лес к строению платить владельцалг договором как о тол в том же седьмом пункте показано и вышепи саном во всем овязать его уразметова с казною но штрафу при томже ему для ведома ОБЪЯВИТЬ что, и впредь где он руды при ищет и завод строить и производить пожелает то за те места в платеже владельцам деньги им же он поступать против вышепн-санного; и о вышеписанном ему и привилегию; также в сивирскую гувернию и для ведома о вышеписанном к Казанской Берг канцелярию послать указы чтож он Уразметов просит увольнения от служ-вы и покамест он действительно завод произведет и то заводское произведение усмотрено Будет оной своводности учинено ему невозможно.  [3]

Один башкирец, который казался нам наиболее усердствующим, бежа к нам по горе, делал всевозможные знаки, дабы мы его тут пождали ( ибо бывший тогда сильный ветер и дождь голосу его не допускали до ушей наших), и прибежав спрашивал: на какую мы потребу сучья ар-тыш агачи, и с какими обетами. Но как мы ему сказали, что мы берем его только для любопытства, и не видим никакой причины делать обеты; то они нам отвечали с выговорами, что мы их принудили войти на гору против их воли, при том делаем другое преступление, что берем с горы дерево без всякой надобности и без всякого обета: ибо сие им даром пройти не может. Не знаю, по суеверию ли своему слова сии произносил башкирец, или в надеянии, что мы: на горе оставили какую-нибудь дань, ибо башкирец и за малою вещью взлесть на гору не поленится: однако мы после спроведали и были самовидцами, что можжевельник не только от башкирцев, но и от всех татар вообще почитается деревом, одаренным силою изгонять из домов нечистые духи, как то всяк сие суеверие в татарских домах приметить можно.  [4]

Признать башкирцев владельцами всех тех земель, кои ныне безспорно и vi принадлежат.  [5]

Общества башкирцев излишния свои земли могут отдавать во временное пользование из оброка.  [6]

Грамота башкирцам всех дорог и волостей, батырам, старшинам и всем ясачным людям.  [7]

Для разделения башкирцев под разные суды и правления в городок Осу особливого добраго и надежнаго человека и воеводы определить и к тому городу приписать дворцовых крестьян до Сарапула, и с тех дворцовых крестьян сбор всяких доходов ему поручить.  [8]

Главных воров башкирцев Килмяко, Акая с сыном и Юсупа из Мензелин-ска взять в Уфу, для того, чтоб через их удобнее других воров к покорности привести и их держать в Уфе в разных местах под крепким караулом и без толмача, друг с другом не слушать, однакож и приезжих к ним с толмачем же верным допускать, токмо б тайно ничего не говорили, чтоб башкирцы, видя их в живых и в довольстве содержанных надеялись, что они содержатся только для того, пока они покорны явятся и пойманных впредь главных воров держать на таком же основании, а неглавных отправлять в Казань.  [9]

Об освобождении башкирцев и мещеряков от исправления почтовой гоньбы натурою с обращением повинности сей на денежный с них сбор.  [10]

О вызове башкирцев и мещеряков к рукоприкладству и выслушиванию решений по частным и общественным делам чрез командующаго башкирским и мещерякским войском.  [11]

Главнейших воров башкирцев Аладзиангула Уразая и Юлдяша Муллу, за их многия воровства, при собрании башкирских старшин в Оренбурге казнить смертию; а впредь, для лучшаго в сей Башкирии покоя и добраго между башкирцами порядка выбрать в каждой волости по одному старшине и по нескольку есаулов, писарей и сотников; а в которых волостях старшинам и при них по скольку есаулов, писарей и сотников быть надлежит и кого именно в старшины, по разсмотрению вашему, потребно определить, о том учинить вам росписание и для апробации прислать в Кабинет Наш и ожидать Нашего указа, а до того времени их не определять.  [12]

Для дачи башкирцам и киргиз-кайсакам и другим нашим подданным народам при случаях за службы в награждение взять из Москвы из цейхгауза или где есть саблей 50 или 60 с ординарною оправою ценою от 3 - х до 10 рублей и теми саблями именем Нашим жаловать, по достоинству службы, а ежели наличных нет, то покупать настоящею ценою.  [13]

Об отпущении башкирцам, которые платить не в состоянии штрафа и взятии с них в том порук, что им то конечно летом заплатить, також и о невзятии с таковых же на сей год ясака, а с кого взято, о зачете в предбудущий год; но сие ваше представление и для объявленных при том резонов, ежели то к совершенному успокоению служить может, позволяется.  [14]

В наряде из башкирцев к службе для сей экспедиции из служивых тарханов и мещеряков, а из тептярей и бобылей для работ поступать со всякою умеренностью, чтоб в том никакой обиды и неуравнения не воспоследовало; а понеже те башкирцы служили без жалованья, токмо им давалось в жалованье сукна и деньги, ежели кто из неприятелей кого убьет и голову принесет или жива-го взяв в полон приведет, того ради и ныне служить им без жалованья, а для поощрения к другим Нашим службам давать наше жалованье по усмотрению сукнами и деньгами за такия службы их, кои они в дальних посылках отправляли или и при городе, да знатное что сделают, объявляя им в том Нашу Императорскую особливую милость; а подлым тептярям и бобылям в работе будучим зара-ботныя деньги или хлеб на пропитание, по скольку с совета будучих с тобою разсудится.  [15]



Страницы:      1    2    3    4