Cтраница 2
Отмечая эти изменения в общественной жизни, В. И. Ленин писал: Политической надстройкой над новой экономикой, ад монополистическим капитализмом ( империализм есть монополистический капитализм) является поворот от демократии к политической реакции. Свободной конкуренции соответствует демократия. [16]
Признав, что экономический строп является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя. [17]
Признав, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя. [18]
Эта тенденция с особой силой проявляется в эпоху монополистического капитализма, политическую надстройку которого Ленин охарактеризовал как поворот от демократии к реакции. [19]
С изменением экономического базиса и классовой структуры общества происходят глубокие изменения в политической надстройке. [20]
С изменением экономического базиса и классовой структуры общества происходят глубокие изменения в политической надстройке. В СССР в результате уничтожения монополип эксплуататорских классов на средства производства и самих этих классов, благодаря утверждению общественной собственности и социально-политическому единству общества на основе союза дружественных классов рабочих и крестьян политическая организация государства стала выражением подлинного народовластия. [21]
Производственные отношения составляют экономическое содержание отношений собственности, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют формы общественного сознания. [22]
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. [23]
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих нор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: oi идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. [24]
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. [25]
Постановка вопроса о социальном государстве в качестве программной цели органически сопрягается с задачами радикальной демократизации политической надстройки как обязательного условия реализации эффективной экономической антикризисно-реформаци-онной альтернативы. [26]
Составление и контроль над исполнением бюджета как финансового документа государства находится в сфере исключительной компетенции политической надстройки. Соответственно, в данном контексте бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета как основного финансового плана государства. Важное значение бюджета в макроэкономическом регулировании объективно предопределено. Поскольку возникновение бюджетных отношений и изменения в них происходят вследствие развития экономики, она является предпосылкой и одновременно объектом их воздействия. Необходимые для воспроизводства ресурсы ограничены по величине, да и не все они могут быть предоставлены рынком. Это порождает известные противоречия между различными субъектами распределительного процесса в основе которых лежит несовпадение интересов отдельных его участников. Однако требования нормального социально-экономического развития общества предполагают постоянное возобновление процесса производства материальных благ и максимальное удовлетворение всего комплекса имеющихся в обществе потребностей. [27]
Постановка вопроса о социальном государстве в качестве программной цели органически сопрягается с задачами радикальной демократизации политической надстройки как обязательного условия реализации эффективной экономической антикризисно-реформаци-онной альтернативы. [28]
Это отличие состоит в том, что известные экономические бедствия свойственны капитализму вообще, при любых политических надстройках над ним, что уничтожить эти бедствия, не уничтожая капитализма, экономически невозможно и ни единого примера такого уничтожения привести нельзя. Опять и опять автор не понял именно общих условий осуществимости демократии вообще. [29]
Экономическая структура образует базис каждого общества, на котором возвышается, диалектически взаимодействуя с ним, юридическая и политическая надстройка, чей характер в основных чертах определяется экономикой. Базисные изменения влекут за собой с неизбежностью изменения надстройки. [30]