Общественная надстройка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Есть люди, в которых живет Бог. Есть люди, в которых живет дьявол. А есть люди, в которых живут только глисты. (Ф. Раневская) Законы Мерфи (еще...)

Общественная надстройка

Cтраница 1


Общественная надстройка потому называется надстройкой что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определенная надстройка имеет свой базис.  [1]

Таким образом, мораль, как и все явления общественной надстройки, носит классовый характер. Не вечные, неизменные моральные принципы и нравственные ценности определяют конкретный характер и содержание морали, а интересы общественных классов. Говоря о классовом характере морали, мы не должны думать, что в моральном сознании, в нравственных нормах нет ничего общечеловеческого. В общественной жизни есть такие стороны, такие отношения между людьми, нормальное функционирование и развитие которых соответствует интересам всех классов общества.  [2]

В процессе перерастания социалистических производственных отношений в коммунистические произойдут значительные изменения в области общественной надстройки - в деятельности политических, правовых и других учреждений.  [3]

Марксистское учение об обществе, объясняя возникновение и сущность государства, исходит из деления явлений в обществе на общественный базис и общественную надстройку. В контексте такого понимания структуры общества государство считается составной частью юридическо-по-литической надстройки. То есть, согласно марксистского учения государство является организацией правящего класса для защиты его интересов и, прежде всего, собственнических отношений, отвечающих интересам правящего класса, в которых он является собственником. На самом деле, марксистское учение об обществе при разъяснении сущности государства как общественного явления, пытается установить определяющие признаки государства по которым оно отличается от других общественных явлений и которые его характеризуют, учитывая при этом и другие его признаки, не являющиеся сущностными. Сущностной чертой государства, согласно мнения классиков марксизма, как общественного явления, является его классовый характер, т.е. оно является организацией правящего класса для защиты того способа производства, который соответствует правящему классу ( защищая производственные отношения, в которых оно является собственником средств производства), причем эту защиту осуществляет при помощи монополии на физическое насилие.  [4]

Из этой цитаты следует что марксистская наука об обществе различает в структуре общества две основные области: реальный базис ( экономическую структуру) общества и общественную надстройку. В последней же выделяются юридическая и политическая надстройка ( или социально-политическая) и формы общественного сознания. Однако экономический базис и общественную надстройку следует понимать как две стороны единого явления - человеческого общества, и в этом смысле между ними нельзя провести строго определенную и абсолютную границу.  [5]

В Манифесте впервые в ясной и четкой форме изложены основы созданного Марксом и Энгельсом нового мировоззрения в единстве его составных частей, в нем обобщено и систематизировано то, что было к этому времени достигнуто в разработке марксизма: дано материалистическое объяснение законов общественного развития, раскрыта определяющая роль материального производства в историческом процессе, объяснено взаимоотношение экономического базиса и общественной надстройки - политических, правовых, философских, религиозных идей и соответствующих им организаций и учреждений, показана роль классовой борьбы в развитии общества.  [6]

Обучение как исторический общественный процесс является, как и воспитание в целом, вечной категорией. Как процесс общественной надстройки он носит в классовом обществе классовый характер. Классовый характер общественного процесса обучение должен быть подтвержден конкретно-историческими примерами.  [7]

Двигаясь по пути к коммунизму, мы создаем не только материально-техническую базу коммунизма, изобилие всего необходимого для человека и коммунистического общества, то есть не только меняем природу и условия производства. Наряду с этим происходят соответствующие изменения производственных отношений и всей общественной надстройки в соответствии с требованиями изменившихся производительных сил.  [8]

Из этой цитаты следует что марксистская наука об обществе различает в структуре общества две основные области: реальный базис ( экономическую структуру) общества и общественную надстройку. В последней же выделяются юридическая и политическая надстройка ( или социально-политическая) и формы общественного сознания. Однако экономический базис и общественную надстройку следует понимать как две стороны единого явления - человеческого общества, и в этом смысле между ними нельзя провести строго определенную и абсолютную границу.  [9]

Капиталистическая надстройка, как и капиталистический базис, уже давно стали реакционными. Они являются силой, задерживающей общественный прогресс. Буржуазные идеи оправдывают и защищают экономический, социальный и политический гнет, национальное и расовое неравенство и порабощение, оправдывают и освящают империалистические войны. Они являются движущей силой поступательного развития общества. Вслед за победой социалистического способа произ-ва в социалистическом обществе утверждаются, начинают действовать ( наряду с общими законами, свойственными всем формациям) свои специфич. Соответственно, здесь, в условиях социализма, возрастает роль политич. В условиях социализма роль Советского государства, Коммунистической партии, роль марксистско-ленинской теории и социалистическое сознание масс - социалистическая общественная надстройка в целом, играют великую мобилизующую, организующую, направляющую роль. Стихийному развитию на смену приходит развитие осознанное. Из царства слепой необходимости осуществляется скачок в царство свободы. Социалистическая надстройка изменяется, развивается вслед за развитием и в соответствии с развитием социалистического базиса. Так, в ходе общественного развития отмирают одни функции социалистического государства ( напр.  [10]

Таким образом, иод экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под надстройкой Маркс понимает прежде всего государство и право, а так / ко такие формы общественного сознания, как мораль, религия, философия, искусство, политическую и правовую формы сознания. Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления - значит ставить их на голову, извращать их действительную связь. Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудии производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада человекоподобных предков наших в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определенные отношения не только к природе, по и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства - экономические или производственные отношения - складываются независимо от волн людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил. Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства ( политическую надстройку), право ( или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения. Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе ( то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.  [11]

Таким образом, иод экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под надстройкой Маркс понимает прежде всего государство и право, а так / ко такие формы общественного сознания, как мораль, религия, философия, искусство, политическую и правовую формы сознания. Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления - значит ставить их на голову, извращать их действительную связь. Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудии производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада человекоподобных предков наших в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определенные отношения не только к природе, по и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства - экономические или производственные отношения - складываются независимо от волн людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил. Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства ( политическую надстройку), право ( или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения. Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе ( то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.  [12]



Страницы:      1