Cтраница 1
Сетчатые башни по типу металлическ. Шухова образуются посредством стоек, взаимно пересекающихся под L ок. Достоинством этой системы являются: 1) возможность осуществления ее как сборно-разборной конструкции, 2) сравнительно небольшой расход древесины, 3) установленная практикой прочность конструкции и 4) хороший внешний вид. [1]
Сетчатые башни Шухова представляют собой гиперболоид вращения, образуемый из ряда стоек углового или швеллерного профилей, взаимно пересекающихся и направленных по прямым линиям. В нижнем и верхнем сечении все стойки остова башни обычно располагаются симметрично на равных друг от друга расстояниях. В местах пересечения стойки остова башни склепаны между собой, и для достижения общей жесткости с внутренней стороны к стойкам остова прикрепляются стальные горизонтальные кольца углового или швеллерного профилей. [2]
Нижнее опорное кольцо остова сетчатой башни устанавливается на кольцевом фундаменте и скрепляется с последним болтами, располагаемыми у каждой па строек. Верхнее кольцо остова башни в случае установки на ней резервуаров со сферическим выпуклым дном или со сложными днищами ( сист. Интце) является вместе с тем и непосредственной опорой для резервуара ( фиг. [3]
В том же 1896 г. на Нижегородской выставке сетчатая башня Шухова служила опорой резервуара на 10000 ведер воды. [4]
Бертольд Буркхардт сделал открытие, что к строительству гиперболоидных сетчатых башен проявлен интерес и в Германии - фирма Mannesmann искала возможности применения бесшовных труб ( патент в янв. Литография под названием Конструкции Маннесмана - трубчатые башни изображает маяк и наблюдательную вышку в форме, гиперболоида. Когда эта литография была опубликована, до сих пор не известно. [5]
Предметом привилегии, полученной В. Г. Шуховым в 1896 г., является ажурная башня, характеризующаяся тем, что остов ее состоит из пересекающихся между собой прямолинейных деревянных брусьев, или железных труб, или угольников, расположенных по производящим тела вращения, форму которого имеет башня, склепываемых между собой в точках пересечения, и кроме того, соединенных горизонтальными кольцами 1 ( рис. 231): В том же 1896 г. на Нижегородской выставке сетчатая башня Шухова служила опорой резервуара на 10000 ведер воды. [6]
К 1914 г. относится начало работ по теории упругости Л. С. Лейбензона - прежде всего по устойчивости упругого равновесия длинных сжатых стержней с первоначальным кручением около прямолинейной оси стержня, а затем по устойчивости сферической и цилиндрической оболочек. Практическое значение первой задачи ясно из того, что всем известные теперь сетчатые башни системы В. Г. Шухова составлены из закрученных прямолинейных образующих. [7]
Сетчатая мачта американского предшественника Дредноута, конструкция из труб с сетчатыми платформами и лестницами. Исторический фотоснимок. ( Friedman N., прим. 2 к данной статье. [8] |
Переоборудованные корабли вначале оснащались комплексными трехопорными конструкциями, новые корабли последовательно оборудовались закрытыми башнеобразными сторожевыми мачтами со множеством платформ и площадок. На полных драматизма фотоснимках горящих и тонущих американских кораблей на военной базе Пирл-Харбор видны торчащие из воды сетчатые мачты. Когда после второй мировой войны ветераны американского флота были разобраны на лом, вместе с ними с морских просторов исчезли и сетчатые мачты. Все авторы работ о военно-морском флоте недостаточно четко освещают вопрос о появлении сетчатой конструкции. Сетчатые башни Шухова были запатентованы в 1895 г., а их строительство началось в 1896 г. Представляется возможным предположить, что этот, многократно повторенный принцип конструкции был просто заимствован Военно-Морским Флотом США. В какой мере при строительстве американских сетчатых мачт использовались ( возможно, даже в обход патентов и лицензий) уже существующие конструкции, выяснить пока не удалось. [9]
Сетчатая мачта американского предшественника Дредноута, конструкция из труб с сетчатыми платформами и лестницами. Исторический фотоснимок. ( Friedman N., прим. 2 к данной статье. [10] |
Кроме того, дымовые газы вызвали коррозионные повреждения, проверка которых была затруднена. Поэтому конструкторское бюро предложило использовать больший диаметр топ-мачты, а также трубки, проходящие снизу доверху. Американские офицеры, знавшие корабли Британского Военно-Морского Флота еще со времен первой мировой войны, были в восторге от целого ряда достоинств и высокой несущей способности трех-опорных мачт, от их способности выдерживать большие закрытые марсы, снабженные дальномерами. Опыт послевоенного периода свидетельствовал о том, что сетки при орудийных залпах хотя и вибрировали, однако не мешали ведению огня, поскольку колебания продолжались лишь 5 - 10 с, не выходя за пределы 30 - 40-секундных интервалов между залпами. Сообщение офицера американского флота судна Миссисипи, которого сотрясение сетки вследствие орудийного залпа сбило с ног, остается единственным случаем такого рода. Были опасения, что платформы на марсе лучше видны на расстоянии и что расположение двух мачт облегчает противнику задачу в определении курса. Решение убрать сетчатые башни было связано лишь с затратами. [11]
Во введении он упоминал о 45-летнем опыте расчета и строительства нефтяных резервуаров в России и писал, что в этом смысле практика, существующая в Соединенных Штатах, вообще не может нам дать ничего нового. В статье было проведено сравнение сооружений, построенных в США и СССР. Он установил, что резервуары в США не удовлетворяют условию оптимальности, поскольку в отдельных соединениях нет равномерного напряженного состояния, и при этом они имеют двукратный запас прочности против трехкратного запаса в резервуарах отечественного производства. В 1925 г. в журнале Ассоциации германских инженеров появилась статья инженера Штиглитца Резервуары для хранения жидкостей, изготовленные с минимальными расходами материала 13), где ( без ссылок и комментариев) Шти-глитц описал в основном ту же задачу оптимизации и пришел к тем же выводам, что и Шухов. Публикация, по всей видимости, вызвала у российских специалистов возмущение14), так как они прислали в адрес редакции перевод работ Шухова. Захватного права в науке до сих пор не существовало: и только теперь, по-видимому, есть стремление дикость и огрубелость нравов недавней войны перенести также и в область науки. Такой почин не делает чести Ассоциации германских инженеров... Интересно, что письмо в редакцию прислал не сам Шухов. Это свидетельствует о том, что у советских инженеров и ученых он имел соответствующее признание. У Шухова было необычное дарование, которое отличает выдающегося инженера: способность соединить теорию и практику. В связи с обширным полем деятельности Шухова его можно назвать специалистом широкого профиля с богатой эрудицией и глубокими знаниями в области теории. Через всю его деятельность проходит стремление создавать наиболее экономичные конструкции. На примере резервуаров это видно столь же отчетливо, сколь и при рассмотрении его филигранных сетчатых башен и куполов. С учетом способности Шухова к научному анализу невольно напрашивается вопрос: Что бы мог создать, какие захватывающие идеи осуществить в наш период компьютеров такой выдающийся инженер. [12]