Cтраница 2
Привлекает внимание мотивация труда поучения: не призывая к накоплению богатства, жизни в роскоши, оно целенаправляет на упорный труд во избежании бедности, против нежелающих работать. [16]
Технический и экономический прогресс прямолинеен благодаря улучшению техники и накоплению богатств, средств производства и накопления. Культурные особенности цикличны, потому что подвержены моде. Политические изменения вытекают из взаимодействия этих двух логик и интересов социальных групп. [17]
Я далек от мысли приуменьшать пользу богатства; но сделать накопление богатства конечной целью - значило бы игнорировать многие другие аспекты существования, которые также заслуживают внимания, особенно со стороны тех, кто удовлетворил свои материальные потребности, связанные с выживанием. Я не собираюсь уточнять, в чем заключаются эти другие аспекты существования; суть подлинных ценностей как раз заключается в том, что их невозможно свести к общему знаменателю, и разные люди оценивают их по-разному. Мыслящие люди вправе решить этот вопрос самостоятельно: это привилегия, которой они могут воспользоваться, как только удовлетворят насущные потребности. [18]
Для возникновения капитализма требуются два основных условия: 1) накопление богатства в руках немногих и 2) создание массы обездоленных людей, лично свободных и в то же время лишенных средств производства и средств существования и вследствие этого вынужденных идти в кабалу к капиталистам. [19]
С точки зрения Аристотеля, истинной целью человека должно быть не накопление богатства, не даже осуществление справедливости в общественных отношениях, но размышление и созерцание истины, стремление к абсолютному совершенству. Это связывает Платона и Аристотеля в их неприятии неограниченного расширения богатства, торговли и производства, ибо связанные со всем этим занятия несовместимы с созерцательной жизнью. [20]
Когда развитие ремесел и торговли изменило правила игры, определяющие процесс накопления богатства, неожиданным результатом этого стал капитализм, как воплощение деятельности в условиях риска. Но капитализм не смог бы достичь расцвета, если бы не два новых вида деятельности, без которых люди обходились, пока будущее считалось делом случая или воли Божьей. [21]
Храмы имели широкие возможности, обусловленные общественным и государственным доверием, накоплением материальных богатств различного происхождения. В средневековой Европе место за алтарем каждой церкви постоянно являлось хранилищем денег, которые временно оставлял меняла, обычный горожанин или крестьянин. Сложившиеся обычаи строго соблюдались в течение многих веков. [22]
Мораль учения Кальвина заключается в сосредоточении энергии верующего на увеличении и накоплении богатства во славу Божью. [23]
В монархии можно увеличить налоги, потому что умеренный характер правления способствует там накоплению богатств: это как бы награда государю за то, что он уважает законы. [24]
Действительно, послевоенный опыт Великобритании и Соединенных Штатов дает фактический пример того, насколько накопление богатства - причем в таких больших размерах, что его предельная эффективность падала быстрее, чем могла падать норма процента при противодействии институциональных и психологических факторов, - мешает в условиях преобладания laissez-faire достижению приемлемого уровня занятости и благосостояния, обеспечиваемых техническими условиями производства. [25]
Действительно, послевоенный опыт Великобритании и Соединенных Штатов дает фактический пример того, насколько накопление богатства - причем в таких больших размерах, что его предельная эффективность падала быстрее, чем могла падать норма процента при противодействии институциональных и психологических факторов - мешает в условиях преобладания laissez-faire достижению приемлемого уровня занятости и благосостояния, обеспечиваемых техническими условиями производства. [26]
Конт категорически отстаивал принцип частной собственности как необходимую основу стимулирования и организации труда и накопления богатства. [27]
Результаты воспроизводства, выраженные в форме прироста материальных благ, в данном балансе будут отражать накопление богатства не только за счет национального дохода, но и за счет амортизационных фондов. [28]
![]() |
Эрехтейон на Акрополе. [29] |
Афин, как главы Морского союза, постепенно создало условия для неравномерного распределения непроизводительных доходов и накопления богатства у отдельных представителей торгово-иромышлевнюго класса. С нарушением равновесия в общественной жизни полиса подвергаются переоценке классические идеалы, растут индивидуалистические, эгоистические тенденции. Высшее благо для человека - быть свободным от общества, - утверждает философ А Нтиефен. [30]