Безбилетник - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом. Законы Мерфи (еще...)

Безбилетник

Cтраница 3


Проблема производителей-безбилетников, как и проблема дистрибьюторов-безбилетников, связана с возможностью одних агентов Рынка получать положительные экстерналий в результате усилий других. Легко предположить ситуацию, когда дистрибьютор реализует товар двух или более производителей. Реклама товара одного из производителей - независимо от того, кто конкретно расходует деньги на рекламные кампании, - служит продвижению на рынок товаров всех производителей. При этом конкурентным преимуществом - за счет более низких издержек, - пользуется тот из них, чьи расходы на рекламу наименьшие. Решение проблемы безбилетников со стороны производителей возможно благодаря системе исключительного дилинга ( exclusive dealing), - что ограничивает возможность конкурирующих производителей пользоваться мощностями дистрибьютора, в том числе созданными благодаря затратам другого производителя.  [31]

Тот факт, что общественные блага являются в основном неконкурентными ( non-rival), означает, что предоставление этих благ одному человеку влечет за собой предоставление их и другому. Поэтому, если потенциальные потребители сталкиваются с проблемой финансирования общественных благ, то у них возникает искушение скрыть свою истинную готовность уплатить за него ( willingness to pay), так как они надеются воспользоваться благом, оплаченным другими. Если величина блага не может изменяться, то оно будет предоставлено всем в равном количестве, и тот, кто отказался от его финансирования, будет, тем не менее, получать выгоды от его существования. Если величина блага может меняться ( например, различные количества чистого воздуха), то объявленный отказ уплатить за него уменьшит предоставляемое количество, однако и в этом случае отказавшийся будет иметь выгоду, так как он получит благо, не заплатив за него. Поэтому такие индивиды называются безбилетниками. Если это явление приобретет широкий размах, то образуется систематическое недопроизводство общественных благ, и возникает ситуация, при которой поставка блага, как правило, должна осуществляться правительством. Сейчас широко обсуждается вопрос о том, велико ли количество фактических безбилетников. Некоторые эксперименты по выявлению готовности к уплате показали, что истинные и выявленные предпочтения расходятся незначительно.  [32]

33 Границы фирмы в рамках контрактного подхода. [33]

Теперь возникает вопрос, почему же существует рынок, если фирма обеспечивает экономию на трансакционных издержках. Зачем вообще нужны внешние контракты. При росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса ( характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда ( деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. В конце концов затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов превышают трансакционные издержки, привлекательность рыночных контрактов по сравнению с внутренними растет, и внутренние контракты заменяются внешними.  [34]

Иначе говоря, слияние определенной пары фирм становится более выгодным тогда, когда сливаются два их конкурента. Однако это не всегда так, данное следствие интуитивно. Как мы отмечали прежде, неслившиеся фирмы, пользуясь тем, что их конкуренты сливаются, увеличивают объем производства, в то время как последние его сокращают. Это приносит более низкую прибыль объединившимся фирмам. Если число неслившихся фирм невелико, то эффект безбилетников выражен слабее, а объединившиеся фирмы могут добиться большей выгоды от увеличившейся концентрации рынка. В предыдущем примере с четырьмя фирмами у нас были две фирмы-безбилетника, тогда как в ситуации с тремя фирмами остается лишь одна. В целом эта ситуация может дать толчок для вышеупомянутых волнообразных слияний.  [35]

Сложность определения спроса состоит в том. На рынке такие потребности не появляются, поэтому единственный достоверный источник - проведение социологического опроса. Однако данные опросов также искажены, ибо все затраты покрываются, как отмечалось, за счет налогов. Поэтому при ответе на вопрос о полезности конкретного блага и о количестве необходимых благ потребители, зная, что увеличение потребления таких благ будет сопровождаться ростом налогов, занизят предельную выгоду ( MB) или даже скажут, что такое благо им не нужно. Поэтому те, кто ответил честно и заплатил все налоги, может получить это благо, но только одновременно с теми людьми, которые не уплатили своей доли расходов. Отсюда возникает проблема фрирайдера, или проблема безбилетника. Она чаще возникает в больших группах потребителей, когда возможно исказить свои потребности без риска быть обнаруженным. В результате производство чисто общественных благ бывает неэффективно, их не хватает.  [36]

Рассмотрим крайнюю ситуацию, когда у близко к единице, т.е. ситуацию с очень значительными эффектами перелива. Здесь расходы на НИОКР выступают общественным благом для всех фирм на рынке. Общеизвестно, что частное предоставление общественных благ порождает недостаток инвестиций. Иначе говоря, обществу выгодно, когда фирмы начинают больше вкладывать в общественные блага. Если какая-либо фирма инвестирует, она не учитывает, что ее расходы приносят выгоду не только ей самой, но и другим фирмам. В этом контексте соглашения между фирмами о НИОКР могут отчасти решить проблему безбилетника, связанную с общественными благами.  [37]

Тот факт, что общественные блага являются в основном неконкурентными ( non-rival), означает, что предоставление этих благ одному человеку влечет за собой предоставление их и другому. Поэтому, если потенциальные потребители сталкиваются с проблемой финансирования общественных благ, то у них возникает искушение скрыть свою истинную готовность уплатить за него ( willingness to pay), так как они надеются воспользоваться благом, оплаченным другими. Если величина блага не может изменяться, то оно будет предоставлено всем в равном количестве, и тот, кто отказался от его финансирования, будет, тем не менее, получать выгоды от его существования. Если величина блага может меняться ( например, различные количества чистого воздуха), то объявленный отказ уплатить за него уменьшит предоставляемое количество, однако и в этом случае отказавшийся будет иметь выгоду, так как он получит благо, не заплатив за него. Поэтому такие индивиды называются безбилетниками. Если это явление приобретет широкий размах, то образуется систематическое недопроизводство общественных благ, и возникает ситуация, при которой поставка блага, как правило, должна осуществляться правительством. Сейчас широко обсуждается вопрос о том, велико ли количество фактических безбилетников. Некоторые эксперименты по выявлению готовности к уплате показали, что истинные и выявленные предпочтения расходятся незначительно.  [38]



Страницы:      1    2    3