Cтраница 1
Безопасности сложных технических систем член - кор. [1]
Развитие теории и практики управления безопасностью сложных технических систем идет главным образом по пути предъявления повышенных требований к качеству оборудования, систем управления и персоналу, ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия на окружающую среду и человека. Перспектива же управления безопасностью этих систем связана с их проектированием с учетом критериев безопасности, возможности возникновения в таких системах в процессе эксплуатации цепочек событий, которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям, но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной аварий. [2]
Одним из основных элементов в обеспечении безопасности сложных технических систем является введение в инженерную практику положения о необходимости описания и разработки критериев, сценариев и динамики возникновения и развития всех без исключения аварийных и катастрофических ситуаций. [3]
Механика катастроф как научная основа решения проблем безопасности сложных технических систем основывается на современных достижениях конструкционного материаловедения, включающего такие разделы наук, как физика прочности, сопротивление материалов, теория прочности, механика разрушения, а также металловедение, механика композиционных материалов. [4]
Таким образом, понятие эффективности, надежности и безопасности сложной технической системы тесно связанны между собой и используют единый математический аппарат. [5]
В рамках вероятностного подхода к анализу безотказности и безопасности сложных технических систем не ограничиваются принципом единичного отказа, а рассматривают всевозможные пути развития отказов. Чтобы последовательно проводить перебор возможных путей развития отказа, используют графический метод дерева событий. [6]
Выпущено Информационным центром ГНТП Безопасность и Международным институтом безопасности сложных технических систем. [7]
При проектировании таких объектов существует и продолжает развиваться общепринятая структура анализа безопасности сложных технических систем, определяемая базовыми целями создаваемого объекта ( см. разд. [8]
Обобщение имеющихся в настоящее время результатов научных и практических разработок по фундаментальным и прикладным проблемам безопасности сложных технических систем указывают на важность комплексных подходов в вопросах износа, усталости, эрозии, коррозии, фреттинга. Это, в свою очередь, определяет надежность, ресурс и живучесть как одни из важнейших показателей безопасности. [9]
В подготовленном ассоциацией Комплексная оперативная диагностика аварийных ситуаций, прочности, живучести и безопасности машин и конструкций - КОДАС и Международным институтом безопасности сложных технических систем - МИБ СТС сборнике методических рекомендаций представлены методы определения остаточного ресурса сосудов и аппаратов, работающих при различных эксплуатационных условиях, в том числе при коррозионном действии рабочих сред. [10]
Рекомендовано к печати Бюро Научного совета Государственной научно-технической программы Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф ( ГНТП Безопасность) и Научным советом Международного института безопасности сложных технических систем. [11]
В настоящее время кафедра имеет пять научно-исследовательских центров, работающих в самых различных научных направлениях: техническая диагностика и остаточный ресурс оборудования, экспертные системы диагностики технологических объектов, химико-технологические аспекты повышения эффективности процессов нефтепереработки, модернизация существующих и разработка аппаратов нового поколения, безопасность сложных технических систем. Около 10 % средств от суммарного объема НИР выделяется на поддержку учебного процесса, благодаря чему престиж кафедры среди абитуриентов и студентов находится в последние годы на высоком уровне. [12]
В монографии представлены результаты огромного физического эксперимента по исследованию характеристик трещиностойкости современных и ряда перспективных конструкционных материалов. Они составляют основу для решения базовых задач конструкционной прочности и безопасности сложных технических систем. [13]
В настоящей главе обобщены результаты работ Института машиноведения ( ИМАШ) РАН по проблемам прочности, ресурса и безопасности машин и конструкций. Обобщение проведено с учетом научных исследований, выполненных в соответствующих лабораториях и Отделе механики деформирования и разрушения на протяжении 60-летней деятельности института в области прочности и ресурса и 10-летней работы по решению задач безопасности сложных технических систем. [14]
В этом же направлении могут быть использованы результаты исследований плакированных сталей, бороалюминиевого композиционного материала и конструкционной керамики. Для инженерных приложений при проведении расчетов на трещиностойкость важное значение имеют результаты испытаний конкретных конструкционных материалов, на основе которых возможно формирование специализированных баз данных расчетных значений характеристик трещино-стойкости при статическом и циклическом нагружениях. Методология создания таких баз данных должна быть регламентирована соответствующими НТД. Решение задач, связанных с созданием второго поколения нормативных документов в области механики разрушения, имеет принципиальное значение для дальнейшего развития расчетов на трещиностойкость, живучесть и безопасность сложных технических систем, включая проблему остаточного ресурса потенциально опасных объектов. [15]