Cтраница 3
Граждане РФ имеют право на получение информации о состоянии окружающей среды и факторах, влияющих на него, о безопасности товаров, работ и услуг, о факторах, влияющих на здоровье. [31]
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров. [32]
Традиционные права потребителей включают: 1) право не покупать товар, предлагаемый на продажу; 2) право рассчитывать на безопасность товара; 3) право рассчитывать на то, что товар будет соответствовать распространяемой о нем информации. [33]
В этих условиях актуальным является формирование приоритетных направлений государственной политики, исходя из необходимости комплексного подхода к вопросу обеспечения качества и безопасности товаров на всех стадиях жизненного цикла продукции: проектирования, производства, обращения на рынке, применения, утилизации и уничтожения отслуживших свой срок товаров. Для каждой из этих стадий существуют специфические для данной стадии формы и методы контроля, как внутреннего, так и внешнего. [34]
Закон РФ О защите прав потребителей охраняет безопасность жизни и здоровья потребителя, имущества потребителя, а также окружающей природной среды, Безопасность товара ( работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации. [35]
В 1985 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты прав потребителей, которые можно назвать восемью заповедями ООН: право на безопасность товаров и услуг; право на информацию; право на выбор товаров и услуг; право быть выслушанным; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду. Как обеспечиваются эти права в аспекте стандартизации и сертификации. [36]
Таким образом, Закон устанавливает правовой механизм реализации прав и обязанностей общественных организаций по защите прав потребителей и определяет их место в системе контроля безопасности товаров ( работ, услуг) и обеспечения их качества. [37]
Закон О защите прав потребителей, принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, - право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг. [38]
Помимо проведения беспристрастного тестирования товаров и борьбы с незаконными методами ведения бизнеса, движение в защиту прав потребителей занимает активную позицию в таких областях, как повышение качества и уровня безопасности товаров, а также точности информации о товарах. Особо успешной были кампании за настоящий эль, за повышение безопасности автомобилей, за то, чтобы в рекламе о предоставлении кредитов указывались реальные процентные ( годовые) ставки, а также за помещение информации об опасности курения на пачках сигарет и в рекламе табачных изделий. [39]
Руководители предприятий и органов по сертификации несут ответственность за нарушения, предусмотренные законом, в форме штрафа, налагаемого ГКАП, Госстандартом России и другими органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров ( работ, услуг), в размере до трех должностных окладов. [40]