Cтраница 2
Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры. Имеют место просчеты в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо -, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня. [16]
С каждым годом усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях для реализации всех необходимых мероприятий одних только государственных средств не хватает. В связи с этим важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечивающих привлечение необходимых сил и средств. [17]
Декларирование безопасности промышленных объектов проводится в целях более надежного и эффективного обеспечения техногенной безопасности в стране, а для конкретного объекта - обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. [18]
Рациональное размещение производительных сил и поселений по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности, в том числе устойчивости функционирования объектов экономики, представляет собой меры по распределению и перераспределению на территории страны мест размещения объектов экономики, хозяйственной инфраструктуры и населенных пунктов по критериям безопасности этих объектов и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этой работы является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов. [19]
Функцию непосредственного государственного регулирования в рассматриваемой области выполняют специализированные учреждения - органы регулирования техногенной безопасности. [20]
Для того чтобы правовые нормы воплощались в жизнь и оказывали регулирующее воздействие решение вопросов природной и техногенной безопасности, необходима большая просветительская и воспитательная работа среди различных слоев и групп населения, воспитание у них высокого уровня правосознания в данной области. Важная роль в этом принадлежит средствам массовой информации. [21]
Одной из важнейших составляющих национальной безопасности, оказывающей существенное влияние на престиж государства, является техногенная безопасность, обеспечивающаяся безаварийной эксплуатацией всех без исключения инженерных объектов. [22]
Как уже отмечалось, наряду с экологической экспертизой в целях более надежного и эффективного обеспечения техногенной безопасности в России предусматривается декларирование безопасности промышленных объектов. [23]
К современной промышленности предъявляются жесткие требования как по техническим характеристикам машин различного назначения, так и по экологической и техногенной безопасности, а также комфортности при их эксплуатации. Удовлетворение этих требований возможно только при условии использования высоких наукоемких технологий. В частности, полноценное и качественное инженерное обеспечение технических проектов возможно только на основе использования CAD / CAE / CAM технологий. Технологическая цепочка CAD / CAE / CAM ( Computer Aided Design / Computer Aided Engineering / Computer Aided Manufacture) обеспечивает точное математическое моделирование на всех этапах разработки новых образцов техники и совершенствования существующих машин, материалов и технологий. [24]
Приведены новые, принятые в 1997 - 1998 г.г. правовые и нормативные акт федерального уровня, регулирующие общие проблемы техногенной безопасности, перечень действующих в этих отраслях документов Госгортехнадзора России по состоянию на 01.01.199 9 года и ряд документов отраслевого характера. [25]
И здесь возникает актуальный, но малоизученный в юридической научной литературе вопрос о соотношении понятий национальная и общественная безопасность, экологическая и техногенная безопасность. [26]
Думается также, что ослабление экологической защиты рек Европейского Севера России связано не с дефектами уголовного закона ( в частности, ст. 250 УК), а с социальной недооценкой проблемы обеспечения техногенной безопасности водной среды, ее места и значения среди проблем национальной безопасности, что в свою очередь и не активизирует уголовную и превентивную политику государства в данном направлении. [27]
Российская академия наук, Министерство образования и науки РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, Росатом, Минобороны, Ростехнадзор, Росатомнадзор продолжают реализацию и формируют новые программы исследований и разработок проблем техногенной безопасности во взаимодействии с ведущими национальными научно-техническими центрами и обществами США, Японии, Франции, Германии, Норвегии, Голландии, Канады, а также международными органами ЕЭС и ООН. Фундаментальные исследования по проблемам безопасности выполняют Отделения и Институты РАН. [28]
Анализ правовых нормативных актов о безопасности при осуществлении промышленной, оборонной, при использовании атомной энергии и иных видов деятельности, правовых нормативных актов об экологической безопасности позволяет сделать вывод, что формирование иерархических структур техногенной безопасности и экологической безопасности происходит с учетом принципиальных положений законодательства о безопасности, об охране окружающей природной среды, о защите от чрезвычайных ситуаций. [29]
Таким образом, декларация безопасности промышленного объекта существенно дополняет проектную документацию опасного для окружающей среды объекта в части касающейся анализа возможных сценариев возникновения и развития аварий и сопутствующих им чрезвычайных ситуаций, а также необходимых мер по обеспечению техногенной безопасности. В ней фокусируются все аспекты предупреждения аварий и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В меньшей мере рассматривается воздействие поражающих факторов аварий на объекты природной среды и экологический риск, поскольку эти вопросы находят достаточно полное отражение в проектной документации планируемой хозяйственной деятельности и опасных объектов. [30]