Cтраница 1
Северные народы, утвердившиеся на развалинах Римской империи, с самого начала своей оседлой жизни имели, по-видимому, серебряную монету и в течение нескольких веков после того не знали ни золотой, ни медной монеты. В Англии во времена саксов была серебряная монета, в ней до эпохи Эдуарда III чеканилось очень мало золота, а до Якова I, короля Великобритании, совсем не было медной монеты. В Англии поэтому - и по той же самой причине, как я полагаю, у всех других современных народов Европы - все счета ведутся и стоимость всех товаров и всех имуществ обыкновенно исчисляется в серебре; и если мы хотим определить размеры состояния какого-либо лица, мы редко называем число гиней, а называем число фунтов стерлингов, которое, по нашему мнению, дадут за него. [1]
Этика малых северных народов характеризуется исключительной целесообразностью, функциональной определенностью, дает образец экологической общественной формации, главная черта которой - гармония человека и природы. [2]
Ресурсная основа жизни северных народов резко подорвана, наблюдается сокращение продолжительности жизни людей. Местами аборигены имеют показатель вероятной продолжительности жизни на уровне 40 - 45 лет. Пришлое население статистически благополучнее, но синдром полярного напряжения и другие специфические заболевания севера превращают его в мясорубку. Больные уезжают на материк, ухудшая демографические показатели в других регионах страны. [3]
Причина этому та, что у северных народов существует и всегда будет существовать дух независимости и свободы несвойственный южанам; поэтому религия без видимого главы более соответствует духу независимости этого климата, чем та, которая имеет такого главу. [4]
Когда два века тому назад христианскую религию постигло злополучное разделение на католическую и протестантскую, северные народы приняли протестантство, южные же остались католиками. [5]
Они неоднократно бывали в музее под открытым небом, где могли видеть хозяйственные, жилые постройки северных народов, пройти на снегоступах по экологической тропе, услышать звук бубна шамана, прикоснуться к истокам культуры народов ханты и манси. [6]
Олени, питающиеся ими, накапливают изотопы, а у населения, использующего в пищу оленину, в организме в 10 раз больше цезия, чем у других северных народов. [7]
Лучшее из жизнеописаний персидских царей и известий о них ( Китаб ал-гурар ахбар ал-мулук ал-фарси ва-сий-арухум), рассказывая о постройке Хосровом I Ануширваном Дербентской стены, среди враждебных персам северных народов упоминает наряду с турками и хазарами русов ( Са алиби. [8]
Территория Руси подчас называется в соответствии с античной традицией Гиперборейской землей, и потому древние литературные свидетельства о гипербореях переносятся на русских, вводя в их восприятие комплекс античных представлений о легендарном северном народе. [9]
Наконец, среди народов, перечисленных в речи по поводу прибытия в столицу царственной невесты из Франкии ( имеется в виду свадьба Алексея II, сына Мануила, с Анной-Агнессой, дочерью французского короля Людовика VII в 1179 г.), упомянуты и северные народы - в свете наших данных, русские ( FRB. [10]
Более сложным оказывается определение этнических характеристик, даваемых византийскими писателями народам Восточной Европы. Все северные народы, по мнению византийцев, принадлежат к скифской общности. Так, этноним росы ( русские) синонимичен, по Иоанну Цецу, имени тавры, которые оказываются скифским племенем. Эта синонимия отражает традиционное у византийцев наименование русских античным термином тавроскифы. [11]
Кроме того, он более детально разработал идеи Аристотеля о влиянии географических факторов на развитие человеческого общества. Он находил, что северные народы являются более сильными, хотя и не обладают культурой, а южные - более слабыми, но в то же время - более культурными, прочие же сочетают оба эти качества. [12]
Вот уже 6 лет при библиотеке работает факультативный курс по изучению этноса северных народов. Занятия проходят в форме игры-путешествия, продолжается в течение всего учебного года, всего 34 занятия в год. Принимает участие более 100 детей. В этом курсе привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, постепенное усложнение материала, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, географии, истории. [13]
Во-вторых, изучение указанного проекта позволяет аккумулировать, перерабатывать и при необходимости использовать наработанное за последние 30 лет в США правовое обеспечение газовых мега-проектов. Формами такого правового обеспечения являются правила взаимодействия участников проекта, государства и собственников различного уровня, акты о правах коренного населения ( северных народов), природоохранные постановления. Изучение опыта США по подготовке необходимых законодательных актов представляет значительный интерес для российских компаний, работающих в условиях Крайнего Севера. [14]
Таким образом, модель правового регулирования недропользования в штате Аляска представляет серьезный практический интерес и для российских ресурсодобывающих регионов. Путем четкого решения вопросов с институтами собственности на землю и природные ресурсы и создания таких новых институтов коллективно-частной собственности, как национальные корпорации, базирующиеся на территориях проживания коренных северных народов, а также институтов постоянного фонда и дивидендной программы, основывающихся на отчислениях от рентных платежей за используемые ресурсы, в штате Аляска практически создана некая социальная корпорация, впитавшая в себя и рыночные механизмы, и исторически сформировавшиеся природные, национальные и социальные особенности данной территории. [15]