Cтраница 1
Либеральные народники ( лидеры Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даннель-сон и др.) разделяли идею некапиталистического пути развития России, но считали, что улучшение жизни народа следует добиваться при помощи реформ. [1]
Либеральные народники утверждали, что капитализм не может развиваться в России из-за отсутствия внутреннего рынка, который якобы сокращается по мере проникновения капитализма в мелкое товарное производство. На этом покоилось отрицание ими того факта, что капитализм в России стал уже действительностью, что в стране уже сформировался рабочий класс, способный повести за собой трудящиеся массы России на свержение царизма, а затем и на социалистическую революцию. [2]
Либеральные народники уже не отрицали наличия капитализма в стране, но считали его тепличным растением, которое искусственно насаждается правительством и не имеет корней в русской почве. Капитализму либеральные народники противопоставляли народный строй, или народное производство ( кустарные промыслы, артели), якобы избавляющее трудящийся класс от ужасов капитализма и сулящее ему блага здоровой и процветающей жизни. В 1892 году Даниельсон писал Энгельсу: Мы следуем по пути капитализма, - и добавлял, что капитализм привел к кризису, который подрывает все наше социальное и экономическое существование. [3]
Либеральные народники повторяли в сущности догму Смита, сводя возможности реализации при капитализме лишь к одному потребительскому спросу и игнорируя производит, потребление. Ленин видел в этом пункте осн. [4]
В отличие от либеральных народников, отрицавших капиталистическую стадию как исторически необходимый этап в развитии России, Д. И. Менделеев не без основания считал, что Россия должна пройти его. [5]
Доктрину старого крестьянского социализма либеральные народники пытались приспособить к экономическим отношениям страны, прочно вставшей на путь капитализма. [6]
Так озаглавлена одна из работ либерального народника В. [7]
Подвергая критике реакционность мелкобуржуазных теорий либеральных народников, Ленин показал, что они затушевывали противоречия общественно-экономических отношений в России, отрицали историческую роль русского рабочего класса как борца за освобождение всего трудящегося населения страны, преуменьшали бедственное положение крестьянства, классовую борьбу в деревне, эксплуатацию бедноты кулачеством. Ленин развил и конкретизировал ряд важнейших проблем и положений исторического материализма, марксистской социологии, научного коммунизма - об общественно-экономических формациях, о соотношении объективного и субъективного факторов в общественной жизни, о роли народных масс и личности в истории, о всемирно-исторической миссии пролетариата, о движущих силах и развитии социальных революций. [8]
В процессе идейной борьбы с либеральными народниками и легальными марксистами, в ходе массовой агитации ленинская группа сплачивалась идейно и крепла организационно. [9]
Упоминаемые две статьи В. И. Ленина с критикой взглядов либерального народника Н. В. Левитского до сего времени не разысканы. Статьи, очевидно, предназначались для журнала Начало. [10]
Передовым публицистом конца XIX века Ленин иронически называет либерального народника С. [11]
Нежданову и другие, сыграли важную роль в идейном разгроме либеральных народников и легальных марксистов. Они вооружили марксистов теоретически, способствовали выработке научной политики по коренным вопросам революции. [12]
Одновременно с борьбой против легальных марксистов Ленин разоблачает новую фальсификацию либеральными народниками данных о промышленном развитии России, предпринятую ими в целях обоснования концепции о некапиталистическом пути развития российской экономики. [13]
Нежданову, и другие, сыграли важную роль в идейном разгроме либеральных народников и легальных марксистов. Они вооружили марксистов теоретически, способствовали выработке научной политики по коренным вопросам революции. [14]
Второй этап: 70 - е годы - оформление народнической доктрины, выделение революционных и либеральных народников. [15]