Когнитивная наука - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Дети редко перевирают ваши высказывания. В сущности они повторяют слово в слово все, что вам не следовало бы говорить. Законы Мерфи (еще...)

Когнитивная наука

Cтраница 1


Когнитивная наука изучает человеческий разум, который является предметом тщательных исследований в смежных науках: психологии, компьютерной науке, философии и лингвистике. Цель когнитивно-научного анализа разума - понять Механизмы, лежащие в основе столь различных явлений как восприятие, научение, Мышление и решение задач. Когнитологи особенно интересуются разумом человека, поскольку интеллект в некотором смысле представляет собой конспект человеческой деятельности - то есть того, что отличает нас как людей.  [1]

Когнитология ( когнитивная наука) - междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную антропологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. Последние годы к ког-нитологии подключаются: когнитивная социология, когнитивная экономика и другие гуманитарные науки.  [2]

По иронии - ив укор современной когнитивной науке - за последние 20 Творческий лет не возникло ни одной крупной теории ( как это было с памятью или процесс восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования.  [3]

Впервые центр когнитивных исследований был создан в Гарварде в 1960 г. К этой дате относят зарождение когнитивной науки ( когнитологии) - междисциплинарного научного направления, объединяющего философию ( теория познания), когнитивную психологию, нейрофизиологию, антропологию, лингвистику и теорию искусственного интеллекта.  [4]

Успехи в развитии когнитологии, все более широкое применение в последние годы когнитивных концепций в социологии и других общественных науках выдвигают на первый план теорию цикличности, использующую объяснительные схемы когнитивных наук и теории информации.  [5]

В нашем примере нет непосредственной связи с компьютерными науками; однако специальная сфера компьютерных наук, именуемая Искусственный интеллект ( ИИ) и нацеленная на моделирование познавательных процессов человека, оказала огромное влияние на развитие когнитивной науки - особенно с тех пор, как для компьютерных программ искусственного интеллекта потребовались знания о том. Соответствующая и весьма захватывающая тема ( рассмотренная детально в Главе 15) затрагивает вопрос о том, может ли совершенный робот имитировать человеческое поведение. Вообразим, например, эдакого сверхробота, овладевшего всеми способностями человека, связанными с восприятием, памятью, мышлением и языком.  [6]

Книга посвящена математическому моделированию процессов мышления с помощью динамических систем на р-адических деревьях и более общих ультраметрических ментальных пространствах. Рассматриваются приложения к психологии ( включая психоанализ Фрейда) и когнитивным наукам.  [7]

Если первый этап становления ИНС можно охарактеризовать как попытку синтезировать из набора сравнительно просто функционирующих нейронов некоторую упорядоченную структуру, способную выполнять сложные нелинейные преобразования вход-выход, то сейчас, по мере достижения успеха в решении задач первого этапа, передний фронт исследований перемещается в область психологии, когнитивных наук. Задача настоящего момента состоит в том, чтобы понять, какие сверхструктуры нейронов и как могут моделировать элементарные акты мыслительной деятельности, а затем воплотить эти принципы в работу систем управления.  [8]

Концептуальная когнитивная психология имеет много общего с задачей, которую решал Менделеев. Сырому наблюдению за тем, как приобретаются, хранятся и используются знания, не хватает формальной структуры. Когнитивные науки, так же как и естественные, нуждаются в схемах, которые были бы интеллектуально совместимы и научно достоверны одновременно.  [9]

Мой энтузиазм к распространению слова когнитивной науки в вашей стране оставался неукротимым более двух десятилетий, а когда запросили права на перевод моей книги Когнитивная психология на русский, моему энтузиазму к этому проекту не было предела. В руках большинства грамотных людей на этой планете такая книга может сделать столько, сколько я не успел бы совершить и за десяток своих жизней.  [10]

Приблизительно в то же время появилась работа психолингвиста Джорджа Миллера Магическое число семь, плюс или минус два: некоторые ограничения на наши возможности обработки информации. В этой работе он, в частности, обосновывал, что человек может одновременно работать с семью порциями информации. Результаты, полученные Миллером, легли в основу когнитивной науки - науки о способах представления и применения знаний для решения задач, использующих принципы организации человеческой памяти и моделирование вывода на основе этих принципов.  [11]

Среди участников этой конференции были: Джон МакКарти, основавший впоследствии лаборатории ИИ в Массачусеттском Технологическом институте ( МТИ) и Стэнфордском университете и широко признанный как человек, окрестивший новую науку Искусственным Интеллектом; Марвин Минский, ставший затем директором лаборатории ИИ в МТИ; Герберт Саймон, которому предстояло получить Нобелевскую премию по экономике; и Аллен Ньюэлл, который провел очень важные работы по когнитивной науке и ИИ в университете Карнеги-Меллон. Эта конференция имела историческое значение - намечавшийся до того курс на ИИ был взят.  [12]

На материале подобных задач Стернберг ( 1985) разработал теорию интеллекта, согласно которой интеллект можно разделить на 5 типов компонент: метакомпоненты, компоненты деятельности, компоненты приобретения, компоненты удержания и компоненты передачи, Компонен - ты - это этапы, через которые надо пройти человеку, чтобы решить задачу. Поскольку метакомпоненты составляют основу решения многих концептуальных задач, Стернберг считает, что они связаны с общим интеллектом. Он продолжает изучение тех ролей, которые различные компоненты играют в задачах на рассуждение, таких как аналогии, а также то, как с развитием человека возрастает сложность этих компонентов и метакомпонен-тов. Для изучающих когнитивную науку представляет особый интерес его общая схема, в которой теории интеллекта и тесты на интеллект четко выделяются на когнитивной почве.  [13]

Когнитивная психология берет свое начало в декартовом принципе cogito ergo sum. А в сфере психологии мышления есть множество значительно более когнитивных исследований, чем в когнитивной психологии. Сперлинг провел замечательные исследования иконической памяти, нашел объяснение ряду парадоксов, давно известных психологам, и это положило начало одному из мощнейших и влиятельных направлений не только психологии, но и науки в целом. Сегодня существует не только когнитивная психология, но когнитивная наука.  [14]

Заметим, что в отличие от р-адической теоретической физики в духовных моделях нам необязательно рассматривать пополнения рациональных чисел. В духовных моделях важнейшую роль играет иерархическая древесная структура. Во-первых, мы можем рассматривать деревья Qp, где натуральное р не является простым. Более того, мы можем рассматривать неоднородные деревья, где р зависит от уровня иерархии или, в общем случае, от точки ветвления. Заметим, что любое абстрактное ультраметрическое пространство может быть представлено в виде такого дерева. Элементарные информационные состояния ( / - состояния), элементы духа представляются точками духовного ультраметрического пространства. Получим новое ультраметрическое пространство, которое мы рассматриваем как духовное пространство более высокого уровня. Этот процесс может быть продолжен до бесконечности. Получаем ( в принципе бесконечную) башню духовных пространств. Напомним, что каждое из этих пространств также само по себе является иерархическим деревом. В частности, если первоначальное дерево отождествить с деревом / - состояний, порождаемых мозгом, получим бесконечную иерархическую башню ( иерархических) духовных пространств, опирающуюся на мозг. Конечно, в настоящее время мы не обладаем экспериментальными данными ( из нейрофизиологии и когнитивных наук), которые могли бы быть интерпретированы как свидетельства существования вертикальной иерархии ментальных пространств. Некоторым косвенным доказательством существования башен духовных пространств - вернее, способности мозга одновременно оперировать в нескольких духовных пространствах - является параллельная обработка мозгом когнитивной информации разных духовных уровней.  [15]



Страницы:      1