Cтраница 1
Неуничтожимость движения выражена в положении Декарта ( стр. [1]
Неуничтожимость движения выражена в положении Декор га ( стр. [2]
Неуничтожимость движения выражена в положении Декарта ( стр. [3]
Не отображена в достаточно явном виде неуничтожимость движения, его сохранение. [4]
Закон сохранения энергии, как объективный закон природы, со всей убедительностью подтверждает положение марксистского философского материализма о вечности и неуничтожимости движения, поскольку энергия, по определению Энгельса, есть мера движения при его превращениях из одной формы в другую. Этим самым подтверждается также положение о вечности и неуничтожимости материи, поскольку движение неотделимо от материи, являясь формой ее существования. [5]
Отвергнув картезианскую физику из-за ее слабых сторон, ньютонианцы вместе с водой выплеснули и ребенка: идеи о материальном единстве мира, о несотво-римости и неуничтожимости движения, о связи явлений в природе, о переходе одних форм движения ( пусть механических) в другие. [6]
Когда какое-нибудь движение переносится с одного тела на другое, то поскольку движение переходит, поскольку оно активно, его можно рассматривать как причину движения, поскольку это последнее является переносимым, пассивным, и в таком случае эта причина, это активное движение выступает как сила, а пассивное движение-как ее проявление. Согласно закону неуничтожимости движения, отсюда само собою следует, что сила в точности равна своему проявлению, так как ведь в обоих случаях-это одно и то же движение. Но переносящееся движение более или менее поддается количественному определению, так как оно проявляется в двух телах, из которых одно может служить единицей меры для измерения движения в другом. Измеримость движения и придает категории силы ее ценность. Без этого она не имеет никакой ценности. [7]
Таким образом, никакой возможности уничтожения материи или движения из релятивистских формул, связывающих энергию, импульс и собственную массу, не следует. Из них лишь следует необходимость объединения всеобщего закона сохранения и превращения материи и закона сохранения движения в единый закон природы, из которого следует как неуничтожимость материи, так и неуничтожимость движения. Это новое положение, очевидно, никак не противоречит диалектическому материализму, но дополняет и развивает его. [8]
Указанная точка зрения является совершенно неправильной; она связана с произвольным распространением второго начала термодинамики, имеющего силу для систем земных размеров, на всю бесконечную Вселенную. Утверждать, что в природе постоянно происходит только необратимое рассеяние энергии, значит совершать грубейшую ошибку, противоречащую нашим знаниям о происходящих во Вселенной процессах и основным представлениям диалектического материализма о неуничтожимости движения и бесконечности процесса развития материи. [9]
Указанная точка зрения является совершенно неправильной; она произвольно распространяет второе начало термодинамики, имеющее силу для систем земных размеров, на Вселенную. Утверждать, что в природе постоянно происходит только необратимое рассеяние энергии, значит совершать грубейшую ошибку, противоречащую нашим знаниям о происходящих во Вселенной процессах и основным представлениям диалектического материализма о неуничтожимости движения и бесконечности процесса развития материи. [10]
Указанная точка зрения является совершенно неправильной: она связана с произвольным распространением второго начала термодинамики, имеющего силу для систем земных размеров, на всю бесконечную Вселенную. Утверждать, что в природе постоянно происходит только необратимое рассеяние энергии, - значит совершать грубейшую ошибку, противоречащую всем нашим знаниям о происходящих во Вселенной процессах и основным представлениям диалектического материализма о неуничтожимости движения и бесконечности процесса рав-вития материи. [11]
До выстрела скорость пули была равна нулю, н лейбннцев-ская мера ее движения тоже была равна нулю. По принципу неуничтожимости движения, возрастание меры движения пули могло произойти только потому, что от сжатого газа к пуле было перенесено движение с изменением его формы. [12]
Конечно, мы этого не знаем в том смысле, в каком мы знаем, что 2X2 4 или что притяжение материи увеличивается и уменьшается соответственно квадрату расстояния. Но в теоретическом естествознании, которое свои взгляды на природу насколько возможно объединяет в одно гармоническое целое и без которого в наше время не может обойтись даже самый скудоумный эмпирик, нам приходится очень часто оперировать с не вполне известными величинами, и последовательность мысли во все времена должна была помогать недостаточным еще знаниям двигаться дальше. Современное естествознание вынуждено было заимствовать у философии положение о неуничтожимости движения; без этого положения естествознание теперь не может уже существовать. [13]
Движение материи также может менять свою форму, но само движение материи не создается и не уничтожается. Иначе говоря, окружающий нас мир есть вечно движущаяся и развивающаяся материя. Всеобщей мерой движения материи во всех ее формах является энергия, а неуничтожимость движения материи выражается законом сохранения энергии. [14]
Понятие энергии неразрывно связано с движением материи: энергия есть физическая мера движения материи. Различие отдельных видов энергии обусловлено качественным различием конкретных форм движения материальных тел. Взаимные превращения энергии тел отражают безграничную способность движения переходить из одних форм в другие; следовательно, сохранение энергии выражает собой факт неуничтожимости движения материального мира. [15]