Cтраница 1
Нефтепровод Самотлор - Альметьевск начат строительством в 1972 году и закончен за 18 месяцев вместо 48, предусмотренных нормативами. Мировая практика трубопроводного строительства в те годы еще не знала ни таких масштабов, ни таких темпов. В суровых природных и климатических условиях было сделано 200 тыс. сварных швов, уложено свыше 700 тыс. т труб, выполнено около 12 млн. м3 земляных работ. [1]
Награжден орденом Ленина - за стр-во нефтепровода Самотлор - Альметьевск ( 1973), двумя орденами Трудового Красного Знамени - за сооружение газопровода Средняя Азия - Центр ( 1 968) и за высокие показатели в выполнении заданий пятилетнего плана развития народного х-ва СССР ( 1981), медалями За доблестный труд. [2]
В 1972 - 1973 гг. на строительстве нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган-Уфа - Альметьевск была опробирована новая форма управления строительством объекта. Был создан штаб строительства и управление строительством с местонахождением в г. Тюмени. Аппарат управления строительством был сформирован из представителей главков, трестов, управлений, принимавших участие в строительстве нефтепровода. Всего к строительству нефтепровода было привлечено 11 генподрядных и 10 специализированных трестов. Заместители начальника управления возглавили укрупненные районы по 300 - 700 км трассы. Район объединял от 9 до 16 комплексных потоков, в каждый из которых входило три колонны: сварочно-монтажная, изоляционно-укладочная и землеройная. [3]
В 1972 - 1973 гг. на строительстве нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган-Уфа - Альметьевск проведены крупномасштабные мероприятия по ускорению линейного строительства. Был организован штаб строительства и управление строительства с местонахождением в г. Тюмени. Независимо от иерархической подчиненности участок-управление-трест была разработана и введена схема, обеспечивающая более тесное взаимодействие смежных подразделений в составе районов строительства. Район строительства охватывал 9 - 16 комплексных потоков, в пределах района руководитель района проводил маневрирование всеми подразделениями и их ресурсами, независимо от административной подчиненности и принадлежности. Опыт строительства убедительно доказал необходимость более тесного взаимодействия подразделений, занятых на линейном строительстве. В зависимости от освоенности коридора и природно-климатических условий строительства, транспортной схемы, сроков строительства, типоразмеров труб и наличия переходов объемы подготовительных, транспортных, земляных и балластировочных работ будут значительно изменяться, а это потребует соответствующих изменений в составах управлений. [4]
В 1973 г. А.Х. Сунарчин награждается орденом Октябрьской Революции за успешное выполнение заданий при строительстве нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск. [5]
Нефтепроводы Уфа - Омск - Новосибирск, Шкапово - Ишимбай, Ишимбай - Орск, бензинопровод Уфа - Челябинск, легендарный нефтепровод Дружба, сверхдальний нефтепровод Самотлор - Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск. И газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Новопсков, Уренгой - Петровск, Пермь - Казань - Горький. Насосные и компрессорные станции, жилые дома, дороги. [6]
Нефтепроводы Уфа - Омск - Новосибирск, Шкапово - Ишимбай, Ишимбай - Орск, бензинопровод Уфа - Челябинск, легендарный нефтепровод Дружба, сверхдальний нефтепровод Самотлор - Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск. И газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Новопсков, Уренгой - Петровск, Пермь - Казань Горький. Насосные и компрессорные станции, жилые дома, дороги. [7]
Были сооружены две нитки нефтепровода Дружба общей протяженностью около 5000 км из труб 820 и 1020 мм, Транссибирская нефтепроводная магистраль Туймазы - Уфа - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск длиною 3700 км из труб 720 мм, нефтепроводы Александровское - Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм протяженностью более 800 км, уникальный сверхмощный нефтепровод Самотлор - Альметьевск из труб 1220 мм, Куйбышев - Новороссийск, Ухта - Ярославль и многие другие. [8]
В 1974 г. вступил в эксплуатацию нефтепровод Куйбышев - Тихорецк протяженностью 1520 км, диаметром 820 мм. Этот нефтепровод - продолжение построенного в 1973 г. нефтепровода Самотлор - Альметьевск. Всего за девятое пятилетие в Советском Союзе построено 18 533 км магистральных нефтепроводов. [9]
Нефтепровод Нижневартовск - Куйбышев диаметром 1220 мм, протяженностью 2150 км начат строительством в ноябре 1974 года и введен в действие в 1976 году, протяженность его головного тюменского участка 1050 км. Здесь строители преодолели те же естественные препятствия, что и на трассе нефтепровода Самотлор - Альметьевск, поскольку на территории области оба нефтепровода пролегают в одном коридоре. В мае 1975 года был завершен участок от Нижневартовска до 267 км. Готовую нитку сразу же ввели в действие, а к концу 1975 года окончили линейные работы на участке до 1183 км, который был подключен к действующему нефтепроводу Самотлор - Альметьевск. Уральский хребет трассовики преодолели за два с половиной месяца, тогда как при сооружении нефтепровода Самотлор - Альметьевск на это потратили год. [10]
Еще в 1972 г. на трассах магистральных трубопроводов в опытном порядке были созданы технологические потоки, которые выполняли весь комплекс работ на каждом участке трассы. Такие технологические потоки участвовали в сооружении нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган-Уфа - Альметьевск и газопровода Северные районы Тюменской области - Урал - Поволжье - Центр. Благодаря внедрению поточной организации строительства линейной части резко возросли темпы прокладки трубопроводов. Так, средний темп строительства нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск был на 40 %, а в основной период ( с мая 1972 г. по апрель 1973 г.) на 94 % выше, чем темп прокладки газопровода Ухта - Рыбинск, сооружающегося в аналогичных природно-климатических условиях с максимальным использованием ресурсов, но при традиционной организации строительства. [11]
Еще в 1972 г. на трассах магистральных трубопроводов в опытном порядке были созданы технологические потоки, которые выполняли весь комплекс работ на каждом участке трассы. Такие технологические потоки участвовали в сооружении нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган-Уфа - Альметьевск и газопровода Северные районы Тюменской области - Урал - Поволжье - Центр. Благодаря внедрению поточной организации строительства линейной части резко возросли темпы прокладки трубопроводов. Так, средний темп строительства нефтепровода Самотлор - Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск был на 40 %, а в основной период ( с мая 1972 г. по апрель 1973 г.) на 94 % выше, чем темп прокладки газопровода Ухта - Рыбинск, сооружающегося в аналогичных природно-климатических условиях с максимальным использованием ресурсов, но при традиционной организации строительства. [12]
Нефтепровод Нижневартовск - Куйбышев диаметром 1220 мм, протяженностью 2150 км начат строительством в ноябре 1974 года и введен в действие в 1976 году, протяженность его головного тюменского участка 1050 км. Здесь строители преодолели те же естественные препятствия, что и на трассе нефтепровода Самотлор - Альметьевск, поскольку на территории области оба нефтепровода пролегают в одном коридоре. В мае 1975 года был завершен участок от Нижневартовска до 267 км. Готовую нитку сразу же ввели в действие, а к концу 1975 года окончили линейные работы на участке до 1183 км, который был подключен к действующему нефтепроводу Самотлор - Альметьевск. Уральский хребет трассовики преодолели за два с половиной месяца, тогда как при сооружении нефтепровода Самотлор - Альметьевск на это потратили год. [13]