Cтраница 2
Для уменьшения опасности СЭ при заполнении резервуаров наэлектризованными нефтепродуктами резервуар может быть секционирован так, как это показано, например, на рис. 5.13. При заполнении резервуара жидкостью практически все секции заполняются одновременно, так как жидкость перетекает через имеющиеся в перегородках отверстия. Следовательно, резервуар заполняется как единое целое, но электрическое поле в нем при наличии секционирования значительно слабее, чем при отсутствии перегородок. [16]
При заполнении резервуаров, железнодорожных цистерн и других емкостей наэлектризованными нефтепродуктами в них возможно скопление электрического заряда. Одновременно с поступлением электрического заряда в резервуар происходит утечка его на металлические стенки. [17]
Аналогичную угрозу инициирования воспламенения горючей среды создают плавающие на поверхности наэлектризованных нефтепродуктов проводящие предметы. Разряд с таких предметов по концентрации энергии в канале искры может обладать большой воспламеняющей способностью. Дрейф заряженного предмета к стенке резервуара до касания с ней таит опасность возникновения разрядной искры с энергией, часто достаточной для воспламенения паров всех видов нефтепродуктов, заполняющих надтопливное пространство. [18]
Формулы (3.119) и (3.120) пригодны также для анализа поведения электрических зарядов при движении наэлектризованных нефтепродуктов в прямоугольных лотках сливных устройств нефтебаз. [19]
В работе С. А. Бобровского [8], исследовавшего переходное электрическое сопротивление между железнодорожной цистерной и землей при закачке наэлектризованного нефтепродукта, доказано, что безопасность налива обеспечивается без специального заземления рельсов, так как величина потенциала при сливе и наливе цистерны не превышает 300 В. Известно, что потенциал, равный 300 В, создает электрический заряд, значительно меньший минимальной энергии воспламенения. При заполнении железнодорожной цистерны сжиженными углеводородными газами эти выводы также справедливы, так как величина заряда в объеме сжиженных газов определяется их электропроводностью и не зависит от сопротивлений заземления цистерны. [20]
Вычислим изменение плотности электрического заряда при заполнении резервуара объемом 5000 м3 и железнодорожной цистерны объемом 50, м3 наэлектризованным нефтепродуктом. [21]
Для определения опасности статического электричества в резервуарах необходимо рассматривать энергию электрического поля одновременно с изменением концентрации паров нефтепродуктов в паровом пространстве резервуаров в процессе закачки наэлектризованных нефтепродуктов. [22]
При наливе вертикальных контейнеров и бочек часть объема их также остается свободной. Налив наэлектризованных нефтепродуктов в резервуары, контейнеры и бочки сопровождается появлением электрического поля в объе) е нефтепродукта и газовом пространстве резервуаров. Электрическое поле создается электрическим зарядом, распределенным в объеме нефтепродукта. [23]
Наэлектризованный нефтепродукт, попадая в резервуар или другую какую-либо заземленную емкость, не представляет опасности в пожарном отношении. Если же наэлектризованный нефтепродукт будет поступать в изолированную от земли емкость ( например незаземленную автоцистерну), то в такой емкости постепенно образуется электрический заряд, который вызовет искровый разряд, в результате которого может возникнуть пожар. Точно так же, если струя нефтепродукта падает в емкость ( при врезке приемного трубопровода вверху резервуара), то при ударе падающей струи могут возникнуть электрические заряды высокого напряжения. [24]
Надежное заземление всего технологического оборудования обеспечивает выравнивание потенциалов между его отдельными элементами и по отношению к окружающим его заземленным предметам. Тем самым исключается возможность возникновения искрообразования в результате прокачки наэлектризованных нефтепродуктов через технологические аппараты. Однако наличие заземления не оказывает влияния на сам процесс электризации нефтепродуктов, а лишь определяет возможность свободного стекания зарядов СЭ на землю без газоразрядных процессов. [25]
Наибольший зарегистрированный заряд в канале разряда. [26] |
Находящиеся внутри резервуаров элементы конструкции ( вводные трубы, элементы крепления и т.п.), имеющие малый радиус кривизны, являются концентраторами электрического поля, в результате чего возникают благоприятные условия для развития с них электрических разрядов. Это делает невозможным прогнозирование разрядных явлений расчетным путем при заполнении резервуаров наэлектризованными нефтепродуктами. Даже в случае введения в резервуар провоцирующего разряд электрода правильной сферической формы за счет деформации поверхности жидкости под электродом и наличия местных неровностей на поверхности самого электрода разрядные напряжения могут существенно отличаться от рассчитанных по требованию выполнения условий самостоятельности разряда. Поэтому основу исследований разрядов СЭ в паровоздушном пространстве над поверхностью жидкости и их энергетических характеристик составляют экспериментальные методы. [27]
С технологического оборудования, выполненного из проводящих материалов, например из металла, электрические заряды стекают мгновенно. Нефтепродукты, как уже говорилось ранее, являются хорошими диэлектриками, поэтому из объема наэлектризованных нефтепродуктов заряды СЭ мгновенно стечь не могут. [28]
Данные лабораторных исследований согласуются с результатами полномасштабных экспериментов. Результаты, сходные с приведенными на графике рис. 3.2, получены при проведении исследований разрядов статического электричества при заполнении наэлектризованными нефтепродуктами железнодорожной цистерны. [30]