Cтраница 3
К наиболее реально осуществимым рассматриваемым перспективным направлениям экспорта нефти республики относится шестой проект транспортировки казахстанской нефти в Китайскую Народную Республику. В рамках этого проекта предполагается строительство нефтепровода по маршруту Атырау-Дружба. [31]
Однако, с вводом в эксплуатацию нефтепровода КТК произошло перераспределение нефтяных потоков Казахстана и состав казахстанской нефти, транспортируемой в направлении Самары, резко изменился. В связи с этим АК Транснефть предпринимает усилия по существенной корректировке имеющихся транспортных схем, чтобы снизить ущерб другим пользователям российской нефтепроводной системы. [32]
Данный маршрут, по предварительным исследованиям, является одним из экономически привлекательных вариантов для экспорта казахстанской нефти на рынки стран Персидского залива. По проекту маршрут нефтепровода начинается в Западном Казахстане, проходит через западный Туркменистан и далее по территории Ирана до его северного региона. [33]
Другой экспортный трубопровод Каспийского Трубопроводного Консорциума ( КТК) уже пущен в эксплуатацию и играет значительную роль в транспортировке казахстанской нефти. [34]
В результате падения мировых цен очевидно непроходным по экономическим соображениям стал проект использования транскаспийского нефтепровода для поставки в Западную Европу казахстанской нефти [40], а некоторые другие маршруты стали малореальными. [35]
Нефтепровод Казахстан - Туркменистан - Иран с пропускной способностью до 25 млн. т в год и протяженностью 2137 км должен обеспечить доставку казахстанской нефти самым коротким маршрутом к терминалам Персидского залива. Ориентировочная стоимость проекта 2 4 млрд. Предполагается, что ввод данного трубопровода в эксплуатацию будет производиться поэтапно. На первом этапе казахстанская нефть будет доставляться танкерами из порта Актау до каспийский портов Ирана с целью ее замещения на эквивалентный объем сырой иранской нефти, отгружаемой через порты Персидского залива. На втором этапе предполагается строительство нефтепровода Узень - Тегеран для поставки казахстанской нефти на северные НПЗ Ирана взамен получения иранской нефти для вывоза через Персидский залив. Наконец, на третьем этапе возможно строительство нефтепровода Казахстан - Персидский залив или перевод на обратную перекачку существующих иранских нефтепроводов, связывающих Персидский залив и северные НПЗ Ирана. [36]
Попытка реализовать южное направление уже предпринималась в 1996 г.: по схеме замещения в иранский порт Нека танкером было доставлено 30 тыс. т казахстанской нефти. Несмотря на то, что ранее было заявлено о намерении экспортировать таким образом до 10 млн. т казахстанской нефти, первый же танкер стал и последним. Официально было объявлено, что эта нефть не подошла иранцам по качеству. Однако специалисты считают, что причина в другом - Вашингтон напомнил Астане о своих особых отношениях с Тегераном. [37]
С учетом перспективного роста добычи нефти на западе Казахстана предполагается поэтапное увеличение пропускной способности нефтепровода Атырау - Самара к 2005 году до 25 млн.т., по которому казахстанская нефть традиционно поставляется в черноморские порты Новороссийск и Одессу. [38]
В табл. 92 показано, как изменяются в зависимости от добавляемой присадки термоокислительная стабильность, лакообразующие и коррозионные свойства остаточного масла МТ-16, полученного из сернистых нефтей на Новокуйбышевском заводе, и такого же-масла, полученного из казахстанских нефтей на Ярославском заводе. [39]
Для формирования единой гибкой нефтепроводной системы республики необходимо решить ряд проблем, связанных не только с отдаленностью нефтяных месторождений ( мест добычи) от перерабатывающих предприятий, но и с разработкой оптимальных технологий транспорта, обусловленных различием физико-химических свойств казахстанских нефтей. Прогнозные запасы битуминозных пород и высоковязких нефтей ( по предварительной оценке) только в Западном Казахстане составляют 950 - 1000 млн. т, что обусловливает необходимость проведения широких масштабных работ по разработке нетрадиционных методов их транспорта. [40]
Для выхода казахстанской нефти к терминалам Персидского залива по маршруту Казахстан-Туркменистан - Иран для дальнейшей транспортировки на азиатский рынок особых технических ограничений не существует. Предполагаемый перспективный маршрут для казахстанской нефти на рынок стран Персидского залива относительно прост, за исключением некоторых технологических факторов. [41]
Первый из нефтепроводов протяженностью 2500 км должен обеспечить выход 42 млн. т казахстанской нефти в год к пакистанскому городу Пасни на побережье Аравийского моря. Но зато тем самым обеспечивается выход казахстанской нефти на рынки Южной, Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Главным препятствием для строительства данного трубопровода является прохождение через территорию охваченного гражданской войной Афганистана. [42]
Масло цилиндровое тяжелое 52, ГОСТ 6411 - 76 - остаточное масло из продуктов прямой перегонки смеси эмбенских нефтей сернокислотной и селективной очистки. По соглашению с потребителем допускается вырабатывать их из казахстанских нефтей. Применяют для поршневых паровых машин различного назначения, работающих с перегретым паром до 350 - 400 С и выше. [43]
Каспийского моря по суше через территорию России; 4) то же, но по территории Туркмении и Ирана. Использование российской, туркменской и иранской территории для транзита казахстанской нефти в Баку технически возможно, но связано с определенными политическими уступками ( прежде всего со стороны США [106]), а также ставит эти поставки в зависимость от третьих стран, чего так хотели избежать авторы проекта ОЭТ. Таким образом, возможности подкачки казахстанской нефти в Баку-Джейхан ограничены. [44]
Как отмечает вице-президент Национальной компании КазТрансОйл К. В настоящее время по нему транспортируется более 2 млн. т казахстанской нефти. [45]