Cтраница 1
Каражанбасская нефть - наиболее вязкая среди известных нефтей Западного Казахстана. Ее вязкость при 50 С равна 150 мм2 / с, что в 10 раз больше таковой для мангыстауских нефтей при той же температуре. [1]
Смолистая часть каражанбасской нефти характеризуется низким атомарным отношением С / Н ( 0 62), свидетельствующем о преобладании различных алифатических фрагментов в общем молекулярном баланса этих соединений. Данные элементарного анализа ( см. табл.) подтверждают наличие в неразделенной и во всех фракциях смол гетероатомов N t 0, S, распределяющихся там незакономерно. Если во фракциях, элюи-рованных этиловым эфиром и изопропияовым спиртом, наибольшая концентрация приходится на долю азота ( 1 54 и 1 56 вес. [2]
По величине кинематической вязкости каражанбасская нефть - наиболее вязкая среди известных нефтей Западного Казахстана; ее вязкость при температуре 50 С равна 150 мм2 / с, что в 10 раз выше вязкости мангышлакских нефтей при той же температуре, в ней содержится 25 8 % смол силикагелевых ( скв. [3]
Изучен групповой состав сернистых соединений в смолах, выделенных из Каражанбасской нефти и отдельных ее фракций, полученных в результате хроматографического разделения смолы на силикагеле АСК. [4]
Исследования показали, что оптимальным сырьем для производства вязких дорожных битумов по ГОСТу 22245 - 76 из каражанбасской нефти являются ее прямогонные, остатки выкипающие выше 320, каламкасской - выше 380 С. Предполагаемый объем добычи этих нефтей относительно невелик, поэтому целесообразно перерабатывать их на месте. [5]
При содержании прорвинской нефти в количестве 13 и 21 % вязкость смеси каражанбасской нэфти и прорвинской меньше вязкости чистой каражанбасской нефти приблизительно в 2 и 3 раза соответственно. [6]
Каражанбас является многопластовым месторождением, в табл. 3.7 приведена физико-химическая характеристика нефти юрского ( интервал 362 - 376 м) и неокомского ( интервал 251 - 258 м) горизонтов. Каражанбасская нефть - наиболее вязкая среди известных нефтей Западного Казахстана, относится к высокосмолистым, высокосернистым. [7]
Специфичность нефтей Западного Казахстана усложняет их добычу, транспортировку, переработку и хранение. Каражанбасская нефть отличается большими значениями вязкости, является высокосмолистой. Нефть Каламкасского месторождения содержит меньше всего парафинов и смолисто-асфальтеновых веществ. Зависимость напряжения сдвига каламкасской от градиента скорости сдвига носит почти ньютоновский; характер даже при низких температурах. [8]
Характеристика окисленных ( 1 и остаточных ( П битумов. [9] |
Битумы из караарнинской нефти, отличающиеся значительно более низким отношением А / С при высоком содержании ароматических углеводородов, обладающих высокой растворяющей способностью по отношению к асфальтенам и смолам, характеризуются наиболее низкими значениями показателей тепло - и морозостойкости. Битумы из каражанбасской нефти, обладающие примерно таким же отношением А / С, как и битумы караарнинской нефти, но содержащие меньше ароматических и больше парафино-нафтеновых углеводородов, занимают по указанным показателям промежуточное положение. [10]
В качестве объекта исследования была использована Каражанбасская нефть со скв. [11]
Высокое содержание ванадия ( 380 г / т) отрицательно влияет на процессы переработки, вызывает коррозию оборудования. В работе [6] автор указывает: В Институте металлургии и обогащения HAH PK разработан способ переработки высоковязкой каражанбасской нефти, при котором извлечение ванадия осуществляется непосредственно на месторождении. Облагороженная легкая нефть по трубопроводу направляется на нефтеперерабатывающий завод, а ванадийсодержащий остаток утилизируется по кислотно-экстракционной технологии на металлургическом предприятии региона. [12]
При этом способе перекачки высокосмолистая, высоковязкая бузачинская нефть нагревается в змеевиках с использованием промежуточного теплоносителя - воды, нет строгого регламента снижения температуры нефти по длине трубопровода. Нефтепровод Каламкас - Каражанбас-Актау, согласно проекту, предназначен для подачи нефтей с полуострова Буза-чи в порт Актау с последующей перевалкой на Грозненский и Кременчугский НПЗ. В результате сопоставления различных вариантов было принято следующее решение: перекачивать высоковязкую каражанбасскую нефть в смеси с менее вязкой каламкасской с начальной температурой подогрева плюс 40 С при условии подземной прокладки трубопровода. Для транспортировки бузачин-ских нефтей, согласно проекту, по магистральному нефтепроводу Каламкас - Каражанбас - Актау предусмотрена установка печей типа ПП-16. Особенностью этого типа печей является передача тепловой энергии подогреваемой нефти через промежуточный теплоноситель. [13]
Гудрон ( XVII) - остаточная часть нефти, выкипающая выше 500 С, если отбирается вакуумный газойль с температурой конца кипения 550 С. Выход его от нефти, в зависимости от содержания в ней асфальтосмолистых веществ и тяжелых углеводородных фракций, составляет от 10 до 20 % ( мас. В некоторых случаях, например при переработке тенгизской нефти, доходит до 5, а каражанбасской нефти - до 45 % ( мас. [14]
Условия смешения нефтей подбирались на основе магистрали нефтепровода Каламкас-Каражанбас - Жетыбай. При добавлении каламкасской нефти к каражанбасской, вязкость последней существенно снижается даже при 30 С и ниже. Чистая каражанбасская нефть: при этой температуре почти полностью теряет4 текучесть, так как вязкость ее резко возрастает. Известно, что реологические свойства нефтей определяются количественным соотношением между асфальтенами, смолами w парафинами. [15]