Cтраница 1
Нидхэма, вышедшая первым изданием более четверти века назад ( 1934) 1, вызвала в свое время большой интерес, так как явилась первым трудом, излагавшим историю эмбриологии в целом. Действительно, в мировой литературе не существует сколько-нибудь полного и систематического изложения истории эмбриологии. Не может претендовать на полноту изложения и известная книга А. Д. Некрасова 4, преследующая в основном, научно-популярные цели. [1]
В книге Нидхэма даны весьма разнообразные и ценные материалы, касающиеся истории эмбриологии до XIX в. Однако ввиду крайней неравномерности изложения, перегруженности специальным, в особенности, биохимическим материалом, и в то же время вследствие ряда существенных пробелов книга не может рассматриваться в качестве систематической истории эмбриологии. [2]
Спалланцани решительно возражает Нидхэму, считавшему, что сперматозоиды не существуют в семенной жидкости, которая еще находится в организме животного и человека, а возникает лишь спустя несколько минут после ее выделения. Спалланцани указывает, что ему никогда не удавалось наблюдать такого возникновения сперматозоидов в семенной жидкости, и что он всегда находил сперматозоидов непосредственно в организме животных, и человека, и прежде всего в семенниках и особенно в их придатках. [3]
Весьма продуктивной является концепция Джозефа Нидхэма, который связывал медлительность перехода Китая к современному экономическому росту с особенностями управления экономикой. [4]
Уже беглое ознакомление с содержанием книги Нидхэма показывает, что изложение в ней кончается XVIII в. Как указывал автор в предисловии к 1-му изданию, он рассматривал свою книгу в качестве первого тома, за которым должен был последовать второй. [5]
Однако это ограничение, касающееся хронологических рамок книги, не является, к сожалению, единственным. Первоначально книга Нидхэма была задумана не как всеобщая история эмбриологии, а как история изучения биохимических основ развития. [6]
Можно привести десятки цитат, но и из приведенных примеров ясно, что они портят в сущности очень интересную книгу. Тем не менее книга Нидхэма представляет значительный интерес и содержит большое количество важных материалов. [7]
Большим достоинством книги является попытка обрисовать социально-экономические и идейные связи в развитии эмбриологии. Следует сказать, что Нидхэм является одним из прогрессивных английских ученых, дружественно настроенных к Советскому Союзу и проявляющих серьезный интерес к мировоззрению диалектического материализма. Излагая историю эмбриологии, Нидхэм пытается обнаружить связь ее с развитием техники, с запросами медицины, влияние на нее религиозных и философских идей. Книга Нидхэма представляет собой первый опыт в этом направлении, однако с этой стороны в ней много спорного. Так, Нидхэм пытается показать влияние открытий в области инкубации яиц на развитие эмбриологии. Он заявляет: Успех этого метода [ инкубации яиц ] оказал существенное влияние на развитие эмбриологии ( стр. Однако исторический анализ этого вопроса опровергает подобное утверждение. Инкубацию изобрели, по-видимому, египтяне, но у них мы не обнаруживаем никакого прогрессивного развития эмбриологии. В дальнейшем искусство инкубации было утеряно и вновь введено лишь в конце XVIII в. [8]
В книге Нидхэма даны весьма разнообразные и ценные материалы, касающиеся истории эмбриологии до XIX в. Однако ввиду крайней неравномерности изложения, перегруженности специальным, в особенности, биохимическим материалом, и в то же время вследствие ряда существенных пробелов книга не может рассматриваться в качестве систематической истории эмбриологии. Нидхэма, бесспорно, явится ценным источником самой разнообразной информации и постановки новых проблем. [9]
Большим достоинством книги является попытка обрисовать социально-экономические и идейные связи в развитии эмбриологии. Следует сказать, что Нидхэм является одним из прогрессивных английских ученых, дружественно настроенных к Советскому Союзу и проявляющих серьезный интерес к мировоззрению диалектического материализма. Излагая историю эмбриологии, Нидхэм пытается обнаружить связь ее с развитием техники, с запросами медицины, влияние на нее религиозных и философских идей. Книга Нидхэма представляет собой первый опыт в этом направлении, однако с этой стороны в ней много спорного. Так, Нидхэм пытается показать влияние открытий в области инкубации яиц на развитие эмбриологии. Он заявляет: Успех этого метода [ инкубации яиц ] оказал существенное влияние на развитие эмбриологии ( стр. Однако исторический анализ этого вопроса опровергает подобное утверждение. Инкубацию изобрели, по-видимому, египтяне, но у них мы не обнаруживаем никакого прогрессивного развития эмбриологии. В дальнейшем искусство инкубации было утеряно и вновь введено лишь в конце XVIII в. Между тем именно этот доинкубационный период совпадает в сущности со всей излагаемой в книге Нидхэма историей эмбриологии. [10]