Cтраница 4
Даже по-настоящему полезные новшества попадают на рынок далеко не сразу. Этап коммерческого прощупывания и общественного опробывания новшества называют иногда инкубационным периодом. Пристальное внимание именно к этому этапу в жизни новинки объясняется просто: более ускоренное восприятие обществом нововведений связано как раз с сокращением инкубационного периода. По некоторым данным, он сократился за последние семь десятилетий примерно втрое, что вызвано в основном успехами прогнозирования и системным подходом к выведению новшеств. Интересно также, что этап промышленного освоения новинок ужался за это же время всего лишь на треть. По некоторым данным, самый короткий временной лаг имеют механические разработки. Далее идут химия, фармацевтика и лишь потом электроника. И еще одна любопытная деталь: бытовые новинки обретают свое место в жизни в 2 раза быстрее, чем промышленные. [46]
Указанные здесь технологические новшества последних лет, конечно не исчерпывают всех ветвей и направлений развития. Сами технические и программные средства изменяются и совершенствуются чрезвычайно быстро, и часто время их морального старения достигает одного-полутора лет. [47]
Внедрение новшеств всегда связано с использованием определенных элементов известных технологий, и поэтому трудно четко разграничить новое и уже известное. Тем не менее это разделение целесообразно, так как отношение к инвестициям на нововведения и на расширение внедрения известных мер существенно различается вследствие разного подхода к оценке их экономической эффективности, созданию условий для реализации и стимулированию внедрения. [48]
Распространение новшества представляет собой процесс его освоения в широком масштабе на предприятиях, где такое освоение эффективно, а также распространение информации о новшестве, тиражировании необходимой документации, оборудовании, обучение кадров, составление и реализация конкретных планов освоения. [49]