Cтраница 1
Групповые нормы поведения в коллективах складываются под влиянием идеологических и морально-политических принципов, директив высших органов управления партией и государством, законов, ведомственных постановлений, перспективных и текущих планов работы, правил внутреннего распорядка предприятий; приказов и инструкций, определяющих порядок, способы, условия, цели трудовой деятельности, разного рода предписаний, разрешений, запретов, команд, оценочных суждений, а также идей, отношений, выражаемых руководителями, осознаваемыми возможностями и ограничениями деятельности. [1]
Групповые нормы поведения могут поощрять усердие работников в достижении целей организации. Но могут быть и нормы отрицательного поведения, которые поощряют неконструктивную критику, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Их надо искоренять. [2]
Формирование групповые норм поведения возлагает на членов группы ответственность за свои действия. [3]
Положительная роль групповых норм поведения заключается в том, что они устраняют неопределенность в оценке человеческих отношений. Если человек попадает в группу с уже сложившимися нормами, он начинает испытывать некоторый психологический дискомфорт и напряженность в силу трудностей адаптации к новым условиям деятельности. [4]
Благодаря существованию групповых норм поведения работники и сам руководитель группы используют стереотипы, т.е. определенные шаблоны в своих действиях как реакции на возникающие ситуации. Это позволяет руководителям успешно управлять деятельностью группы. Можно сказать, что групповые нормы являются помощниками руководителя в его управленческой деятельности. [5]
Могучим средством управления взаимоотношениями являются групповые нормы поведения и общественное мнение членов коллектива. Руководитель должен знать, что групповые нормы и общественное мнение в коллективе складываются порой стихийно и оказывают на работников определенное воздействие. [6]
На эффективность групповой деятельности существенное влияние оказывают групповые нормы поведения. [7]
Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились ( как более инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы. [8]
Кроме двух самых важных функций неформального лидера группы или организации ( установка и поддержание групповых норм поведения и мотивирование поведения членов группы в соответствии с установленными нормами), лидер выполняет функции. [9]
Как видно, степень воздействия коллектива на его членов зависит от предъявляемых к рабочим требований, с которыми они должны сообразовывать свои действия, или, как говорят психологи, знать и учитывать сложившиеся в коллективе групповые нормы поведения. [10]
На поведение человека в организации активное влияние оказывает окружение, в котором он работает. В нем разрабатываются групповые нормы поведения и нормы труда. [11]
Возникает в результате несовпадения индивидуальных и групповых норм поведения, часто как следствие смены руководства, появления неформального лидера, развития групповщины. [12]
Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотива-ционных, ситуационных, характерологических, личностных и других. Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать. [13]
Крупнейший представитель неоклассической школы профессор Гарвардского университета Мэйо, создавая теорию человеческих отношений, пришел к выводу, что сама работа имеет для работника меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение в процессе производства. Мэйо предположил, что деятельность человека мотивируется преимущественно сложившимися групповыми нормами поведения, что жесткая иерархичность организации, осуществляемая в соответствии с тейлорбвскими принципами научного управления, несовместима с природой человека и его свободой. [14]
Когда в организации появляется развитая и сплоченная группа, перед руководством встает ряд серьезных проблем, решение которых связано с изменением установок и других видов группового поведения. При этом весьма важно, чтобы руководитель в организации еще в период формирования групповых норм поведения, установления властных отношений, а также системы группового контроля мог участвовать в формировании основных характеристик группы. [15]