Cтраница 3
Федеральный закон Об охране атмосферного воздуха ( 1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов предельно допустимых концентраций ( ПДК) и предельно допустимых выбросов ( ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. [31]
Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона Об охране окружающей природной среды, согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило. [32]
Загрязнение ухудшает окружающую человека среду, способствует заболеваниям, имеет отрицательные генетические последствия, подрывает производство продовольствия. В СССР разработаны нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ ( ПДК) в воздухе и в воде, охватывающие несколько сот наименований. Эти нормативы предельно допустимых концентраций значительно более жесткие, чем те, которые приняты в других развитых странах. Так, норматив предельно допустимой концентрации оксида углерода воздуха производственной зоны составляет 20 мг / м3 против 55 в США, ФРГ и Великобритании, свинца 0 01 против 0 15 - 0 20, метанола 5 против 260, перхлорэтилена 50 против 535 в США, Англии и ФРГ. Более жесткими являются и требования к качеству воды. [33]
Особое внимание необходимо уделить мероприятиям по охране окружающей среды. Для этого нужно идентифицировать все отходы, сточные воды, газовые выбросы, проработать все варианты и возможности утилизации отходов, изыскать потенциальные потребности и согласовать технические требования к реализуемым отходам производства. Очень важно проработать вопросы обезвреживания химически загрязненных сточных вод и газовых выбросов. При этом особое внимание следует обратить на наличие на все применяемые в технологии и образующиеся в процессе синтеза индивидуальные химические вещества нормативов предельно допустимых концентраций как в стоках, сбрасываемых в водоемы или на биоочистные сооружения, так и в газовых выбросах. Эта работа должна начинаться на этапе лабораторных исследований, так как разработка таких нормативов специализированными институтами Минздрава СССР требует длительного времени ( не менее одного года), но модельная установка уже должна предоставить материал для исследований и подготовить все необходимые данные, без которых проектирование и последующее согласование проектной документации в органах Госкомгидромета невозможно. [34]