Cтраница 2
В соответствии со ст. 13 Закона СССР об охране атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования необходимо обеспечивать соблюдение нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха, исходя из того, чтобы совокупность выбросов, а также вредных физических воздействий от проектируемых, действующих и планируемых к строительству в будущем предприятий, сооружений и других объектов не привела к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмос ферном воздухе и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на него. [16]
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования необходимо обеспечивать соблюдение нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха, исходя из того, чтобы совокупность выбросов, а также вредных физических воздействий от проектируемых, действующих и планируемых к строительству в будущем предприятий, сооружений и других объектов не привели к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на него. [17]
Предусмотренная в ст. 27 Закона формулировка согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ неопределенна, неконкретна. Более четко этот вопрос решен, к примеру, в Законе РСФСР Об охране атмосферного воздуха: согласно ст. 13 нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. [18]
Понятие экологические стандарты имеет в экологическом праве ширркое значение. Прежде всего оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде ( воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов. [19]
Оценка состояния атмосферного воздуха обеспечивается установлением нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных физических воздействий на атмосферу. Они едины для всей территории СССР. В необходимых случаях для отдельных районов устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. [20]
Собственно оценка прогнозируемых изменений в окружающей среде производится на основе экологических, социально-гигиенических и других критериев антропогенного воздействия. В системе таких критериев особая роль отводится критериям качества окружающей природной среды, определяющим экологически допустимые воздействия и допустимое воздействие на человека. К соответствующим нормативам, направленным на ограничение такого воздействия, относятся нормативы предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, природных водах, почвах. Эти нормативы используются для гигиенических, рыбохозяйственных, водохозяйственных и лесохозяйст-венных оценок. Кроме того, в настоящее время разрабатывается более широкая комплексная система предельно допустимых нагрузок на экосистемы. [21]
Основным документом, регламентирующим в СССР деятельность по охране воздушного бассейна, является закон Союза ССР Об охране атмосферного воздуха. В соответствии с законом определяются общие мероприятия и положения об охране атмосферы, устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также предельно допустимых выбросов вредных примесей. [22]
На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установленных требований. Они функционируют на основе временно согласованных нормативов выбросов загрязняющих веществ, т.е. допускается заведомое нарушение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере. [23]
Все возрастающие темпы производства требуют больших материальных и трудовых затрат на охрану атмосферного воздуха от загрязнения. Наиболее зсрфективно эти средства используются, если разработка воздухоохранных мероприятий начинается на самых ранних стадиях проектирования предприятий. Поэтому статья 13 Закона СССР Об охране атмосферного воздуха требует, чтобы при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов обеспечивались нормативы вредных воздействий на атмосферный воздух. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха, исходя из того чтобы совокупность выбросов от проектируемых, действующих и планируемых к строительству в будущем предприятий не привела к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Определение мест строительства, проекты строительства и реконструкции предприятий; влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. [24]