Cтраница 1
Нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей утверждаются для министерств и ведомств СССР по промышленной, подрядной, снабженче-ско-сбытовой деятельности, основной деятельности предприятий транспорта, а также для Советов Министров союзных республик по подведомственному им хозяйству. [1]
Нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль объема реализации дают ориентир для контроля за уровнем запасов и создают нормативную базу для планирования финансовых и кредитных ресурсов, необходимых предприятию для обеспечения потребностей производства. [2]
Данные о нормативах предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль реализации по обследованным нами машиностроительным предприятиям показывают, что в основе нормативов лежит фактически сложившийся уровень запасов, отражающий разную степень эффективности использования оборотных средств на предприятиях. Предприятия одной отрасли с разной длительностью производства продукции имеют практически одинаковые нормативы предельного уровня запасов, и наоборот, предприятия с почти одинаковым типом производства и продолжительностью производственного цикла - разные нормативы запасов. [3]
Первая из них касается нормативов предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль реализации. Эти нормативы носят пока сугубо индивидуальный характер, причем сформированы они на базе фактически сложившегося на отдельных предприятиях уровня запасов в предшествующем периоде. Между тем однотипные предприятия, находящиеся в равнозначных хозяйственных условиях, должны иметь в определенной мере типовые нормативы уровня запасов. Это особенно важно, если рассматривать данные нормативы как нормативы эффективности использования оборотных средств, а не как жесткие лимиты или фонды, присущие административным методам управления экономикой. [4]
Индивидуальный подход к установлению нормативов предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль реализации не позволяет рассматривать их в качестве нормативов эффективности использования оборотных средств. [5]
В настоящее время для характеристики уровня использования оборотных средств устанавливают норматив предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на 1 руб. объема реализации продукции и услуг. Этот норматив устанавливают для каждой отрасли в пятилетнем плане дифференцированно по годам пятилетки в копейках на 1 руб. объема реализации. [6]
Следующий путь, стимулирующий эффективное использование оборотных средств - установление норматива предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на единицу реализуемой продукции. Установление этого норматива дает возможность учрежденным банка, органам снабжения и самим предприятиям при использовании кредита иметь четкое представление об экономически оправданных, допустимых размерах запасов товарно-материальных ценностей. [7]
В процессе анализа необходимо установить следующее: наличие и сохранность собственных оборотных и приравненных к ним средств; обеспеченность собственными оборотными и приравненными к ним средствами; соблюдение нормативов предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль реализации продукции, работ и услуг и нормативов собственных оборотных средств; степень использования банковских кредитов под сверхнормативные запасы; размеры и причины иммобилизации собственных оборотных средств; причины образования дебиторской и кредиторской задолженности. [8]
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 ноября 1986 г. О мерах по сокращению запасов товарно-материальных ценностей в народном хозяйстве для министерств и ведомств СССР по отраслям народного хозяйства на 1987 - 1990 гг. утверждены нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль объема реализации продукции, работ и услуг. В свою очередь министерства и ведомства СССР устанавливают дифференцированные нормативы предельного уровня запасов на подведомственных предприятиях и организациях. При этом размер предельного уровня запасов предприятий и организаций не может превышать его размера по министерству, ведомству в целом. Нормативы устанавливаются по годам и по кварталам. Вместе с тем отменено взимание дополнительной платы с предприятий ( объединений) и организаций за сверхнормативные не-прокредитованные банком запасы товарно-материальных ценностей. В основу расчета нормативов предельного уровня запасов в промышленности положены остатки нормируемых оборотных средств на конец года и объем реализации продукции, работ и услуг. [9]
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР О мерах по сокращению запасов товарно-материальных ценностей в народном хозяйстве от 28 ноября 1986 г. Госснаб СССР, Минфин СССР, Госбанк СССР, Промстройбанк СССР и Госкомстат СССР утвердили для министерств и ведомств СССР на 1987 - 1990 гг. нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль объема реализации продукции, работ и услуг. [10]
Оборотные средства в отраслях народного хозяйства. [11] |
Для того чтобы предприятия, органы материально-технического снабжения и учреждения банка при предоставлении кредитов имели четкое представление об экономически оправданных, допустимых размерах запасов товарно-материальных ценностей, с 1987 г. предприятиям органами Госснаба СССР по согласованию с Госбанком СССР, Минфином СССР и Промстройбанком СССР устанавливаются нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль реализованной продукции. Этот показатель по своему экономическому содержанию аналогичен показателю оборачиваемости оборотных средств. Достаточно умножить на 360 норматив предельного уровня запасов ( в копейках на рубль реализации), чтобы получить оборачиваемость оборотных средств в днях за год. На основе установленного норматива предельного уровня запасов и планового объема реализации продукции нетрудно определить плановую величину запасов товарно-материальных ценностей, источниками формирования которых будут собственные оборотные средства, кредиторская задолженность и банковский кредит. [12]