Cтраница 1
Бесконечность времени обусловлена вечностью мира, несотвори-мостью и неуничтожаемостью материи, формой движения которой является время. [1]
Бесконечность времени определяется свойствами материи, находящейся в непрерывном изменении и развитии. [2]
Бесконечность времени обусловлена вечностью мира, вечностью материи в прошлом и в будущем, несотворимостью и неуничтожаемостью движущейся материи, формой движения которой является время. Бесконечность времени имеет качественный и количественный аспект - она связана и с длительностью, так как отражает бесконечную длительность существования мира, и с последовательностью, так как она обеспечивается непрерывной сменой явлений и вещей, свойством мира изменяться и обновляться. [3]
Последние два свойства времени обусловили в хронометрии произвольность начала отсчета времени при любом его измерении - бесконечность времени исключает существование естественного начального момента отсчета - момента начала течения времени, а однородность времени позволяет выбрать за начальный момент отсчета времени любой произвольный момент. [4]
При киносъемке: ( а) любой кадр, в котором задний план не имеет характерных черт ( то есть не указывает на время или место) и поэтому создает иллюзию бесконечности времени и пространства; ( б) метод освещения, при котором субъект или объект показаны на переднем плане, а задний план представляется серым или черным. [5]
Следствием бесконечности и однородности времени является возможность произвольного выбора начала отсчета времени при любом его измерении. Бесконечность времени исключает существование естественного начального момента отсчета, а однородность времени позволяет выбрать за начало отсчета любой произвольный момент на оси времени. [6]
Бесконечность времени обусловлена вечностью мира, вечностью материи в прошлом и в будущем, несотворимостью и неуничтожаемостью движущейся материи, формой движения которой является время. Бесконечность времени имеет качественный и количественный аспект - она связана и с длительностью, так как отражает бесконечную длительность существования мира, и с последовательностью, так как она обеспечивается непрерывной сменой явлений и вещей, свойством мира изменяться и обновляться. [7]
В применении ко времени бесконечная в обе стороны линия, или бесконечный в обе стороны ряд единиц, имеет известный образный смысл. Но если мы представляем себе время как ряд, начинающийся с единицы, или как линию, выходящую из определенной точки, то мы тем самым уже заранее говорим, что время имеет начало; мы предполагаем как раз то, что должны доказать. Мы придаем бесконечности времени односторонний, половинчатый характер; но односторонняя, разделенная пополам бесконечность есть также противоречие в себе, есть прямая противоположность бесконечности, мыслимой без противоречий. Избежать такого противоречия можно лишь приняв, что единицей, с которой мы начинаем считать ряд, точкой, отправляясь от которой мы производим измерение линии, может быть любая единица в ряде, любая точка на линии и что для линии или ряда безразлично, где мы поместим эту единицу или эту точку. [8]
Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса. Демокрит, учивший о вечном существовании атомов, и, наконец, Аристотель, доказывавший бесконечность времени - тем самым отрицают божеств, акт творения. Этот образец ( яарзбеьуда) творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто, предстоящее его внутр. Поэтому высшим и является само это созерцание, а способность творить подчинена ему л есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божеств, созерцании. [9]
В логике исправлял концепцию школы Хуэй Ши, к-рая утверждала единство и тождество и отрицала отдельность и различие, критиковал релятивизм Чжуан-цзы в понимании истинного и ложного. В противоположность их взглядам в главе Тун бянь лунь ( Объяснение о переменах) выдвинул положение о том, что следует правильным исправлять неправильное и посредством неправильного всесторонне исследовать правильность. В софизмах обнаруживается противоречивость движения, бесконечность времени и пространства. [10]
Часто бесконечность пространства и времени рассматривается как чисто количественная характеристика. Если бросить копье по прямой, затем подойти к месту, где оно воткнулось, снова бросить копье и повторять эту операцию, все дальше удаляясь от места первого броска, то мы нигде не натолкнемся на границу, которая не позволила бы нам вновь бросать копье. Бесконечно удаляясь от места первого броска, мы никогда не вернемся в исходную точку. Понимание бесконечности пространства как беспредельного прибавления все новых единиц расстояния дополняется трактовкой бесконечности времени как беспредельного прибавления единиц длительности. [11]