Cтраница 1
Студенческие беспорядки возобновились и в Петербурге и в Москве чрезвычайно бурно с самого начала учебного года, несмотря на дарованную, - правда, очень поздно, - автономию университетам и высшим учебным заведениям. В Москве они сопровождаются, кроме того, широким рабочим движением. Эти беспорядки указывают на начало новой фазы русского революционного движения. Ход студенческих собраний и резолюции их показывают, что студенчество приняло пароль социал-демократических вождей: превращать университеты в места народных собраний и таким образом нести революцию в широкие слои населения. Как осуществляется этот пароль, показали уже московские студенты: они пригласили в здание университета рабочих и других лиц, не имеющих никакого отношения к университету, и притом в таком числе, что студенты сами остались в меньшинстве. Само собою разумеется, что такое явление не может долго продолжаться при существующих условиях. [1]
Признавая корень зла студенческих беспорядков в общей государственной неурядице и в общем, возбужденном неурядицей, недомогании, тем не менее - и ввиду непосредственного чувства и ввиду необходимости задержать развитие местного зла - нельзя но обращать внимания на эти беспорядки и не стараться хотя бы и с этой стороны уменьшить страшно разрушительное проявление общего зла, вроде того, как при общем болезненном состоянии всего организма, имея в виду медленное, коренное его излечение, принимают быстрые меры к подавлению местных, острых, разрушительных осложнений этой болезни. [2]
Больше всего меня раздражала его поддержка студенческих беспорядков 1968 года, где, я должен признать, он был в хорошей компании Нобелевских лауреатов - Альфреда Кастлера ( Alfred Kastler), Жака Моно ( Jacgues Monod) и Жан-Поля Сартра ( Jean-Paul Sartre) тутти кванти8, но без меня. [3]
Осенью 1868-весной 1869 г. прокатилась волна студенческих беспорядков в высших учебных заведениях Петербурга - в университете, в Технологическом институте и Медико-хирургической академии. [4]
Уже с начала 1860 - х гг. студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни, однако с конца XIX в. Своеобразный сигнал к взрыву недовольства подала сама власть: в 1899 г. она усугубила жесткий административный надзор т.н. Временными правилами, согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжаются почти беспрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. [5]
Прекрасную львиную голову Дмитрия Ивановича Менделеева я всегда мечтал вылепить и я был счастлив, когда в 90 - х годах согласился мне позировать для бюста. Были большие студенческие беспорядки в университете и во время наших сеансов часто приходили профессора и студенты, рассказывали о событиях, спрашивали совета. [6]
Студентами была составлена петиция, передать которую министру народного просвещения графу Делянову взялся Менделеев. Делянов не принял от Менделеева петиции, и на следующий День студенческие беспорядки возобновились. [7]
Уже с начала 1860 - х гг. студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни, однако с конца XIX в. Своеобразный сигнал к взрыву недовольства подала сама власть: в 1899 г. она усугубила жесткий административный надзор т.н. Временными правилами, согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжаются почти беспрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. [8]
Правительство смотрело на Чернышевского как па главного идейного, а быть может, и материального руководителя начинавшегося революционного брожения. Вопрос заключался только в том, когда правительству угодно будет наложить свою руку на родоначальника русского социализма. После студенческих беспорядков 1861 года, начавшегося брожения в Польше и знаменитых петербургских пожаров правительство сочло удобным приступить к действиям, и 12 июня 1862 года Чернышевский был арестован. [9]
Приведенные нами выше высказывания в этом смысле Дж. Шойерля ( ФРГ) не являются единичными. Предложения о предоставлении студентам большей самостоятельности, большей степени участия в делах вуза и прежде всего большего времени на самостоятельную работу выдвигаются повсеместно и, как правило, IB связи друг с другом. Авторы связывают студенческие беспорядки и протесты отчасти с тем, что высшая школа не горе доставляет в этом смысле достаточных возможностей, и предлагают еще больше - расширить тематику выборочных курсов и время, отводимое в них на самостоятельную работу. Блейкер идет еще дальше. [10]
На первый взгляд он был резок и авторитарен, но много выигрывал при близком знакомстве, так как за его суровым обликом скрывались застенчивость и доброта. Ему не повезло, так как он оказался на посту во время студенческих беспорядков 1968 года, и я думаю, что они причинили ему много огорчений. Я также думаю, что Коллежу повезло, что наши левые, псевдореволюционеры, которые хорошо знали Сорбонну, где они выкидывали свои штучки, даже не подозревали о существовании Коллежа. [11]
Однако по существующему тогда законодательству Менделеев как окончивший гимназический курс в Сибири имел право поступать только в Казанский университет. Поэтому в Москве ему было отказано в приеме в высшее учебное заведение. В Петербурге Менделееву вначале тоже не повезло, потому что прием студентов был прекращен из-за студенческих беспорядков. [12]