Cтраница 2
Так, пользуясь методами безмоментной теории, невозможно получить достаточно полное решение задачи для важной во многих приложениях торовой оболочки. [16]
Схема линзового компенсатора с торообразньши вставками. [17] |
Линзовый компенсатор ( рис. 91) представляет собой гибкую вставку в трубопровод, образованную кольцевыми пластинками и элементами торовой оболочки. Ширина линзы Ь назначается в зависимости от конструктивных соображений. [18]
При этом кривые трубы рассматривались как торовые оболочки, нагруженные по торцам совокупностью моментов и усилий. [19]
Соколова в течение ряда лет с успехом использовали в Гппрогазтоппроме н ГИАП и его можно считать достаточно проверенным на практике. Вместе с тем экспериментальные исследования показали, что местные пластические деформации в сравнительно узких зонах сочленения плоских граней линзы с торовыми оболочками не представляют опасности для прочности конструкции и допускаемая осадка линзовых компенсаторов может быть увеличена в 1 5 раза. Статистическая обработка результатов испытаний свидетельствует, что при таком увеличении осадки температурный распор компенсаторов возрастает на 25 % по сравнению с расчетными данными. [20]
При внешнем давлении, наоборот, торовая часть, имеющая малый радиус кривизны р 0 1 Я, где Я - радиус кривизны сферической части, обладает относительно большей устойчивостью, чем сферическая. Поэтому в первую очередь нужно проверять устойчивость сферической части, у которой несущая способность по устойчивости на порядок ниже, чем у торовой оболочки. [21]
Эта ценная идея, являющаяся целиком результатом работ советских ученых, оказалась весьма плодотворной ( особенно при исследовании несимметричных систем) и была последовательно проведена в упомянутой выше работе А. И. Лурье 19 ] и в работе В. В. Новожилова [24], представляющих, в известной мере, сводку результатов, полученных советской школой теории оболочек. В последней работе особый интерес представляет раздел, касающийся расчета оболочек тел вращения и, в частности, относительно простое решение для торовой оболочки, нагруженной газовым давлением. [22]
Определение напряжений и деформаций в тонких оболочках вращения можно выполнять по элементарной безмоментной теории оболочек, в которой принимаются во внимание лишь растягивающие и сжимающие напряжения и не учитываются напряжения от изгиба и среза. Подобное решение справедливо для длинных цилиндрической, конической и сферической оболочек, не имеющих каких-либо искажений конструкции и нагрузки вблизи расчетного сечения. Если подобные исключения существуют, то около таких мест дополнительно возникают изгибные напряжения, которые носят локальный характер. Их следует учитывать в расчете, особенно при проектировании оболочек из хрупких материалов, а также при действии циклических нагрузок. В этом случае расчет приходится выполнять по более точной и трудоемкой моментной теории оболочек. Моментная теория позволяет также получить решение для важной в насосо-строении торовой оболочки и производить расчеты составных оболочек вращения. [23]
Наружное давление - довольно часто встречающийся вид лагружения сосудов и аппаратов. Под наружным давлением работают вакуумные аппараты и различные аппараты с рубашками. При этом за расчетную характеристику прочности принимают разрушающее напряжение при сжатии. Однако существенным критерием работоспособности при этом оказывается устойчивость. Сферическая и эллиптическая оболочки по условиям изготовления и нагружения должны быть изотропными, а конические и торовые оболочки применяют сравнительно редко. [24]