Отраслевое библиографоведение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Есть что вспомнить, да нечего детям рассказать... Законы Мерфи (еще...)

Отраслевое библиографоведение

Cтраница 1


Вопросы преподавания курсов отраслевого библиографоведения на библиотечных факультетах следует рассматривать в контексте подготовки не библиографов-отраслевиков, а библиотечного работника ( библиотекаря-библиографа) широкого профиля.  [1]

Одним из основных средств совершенствования преподавания отраслевого библиографоведения на современном этапе следует считать глубокое изучение и обобщение практического опыта библиографирования и библиографического обслуживания с целью выявления их содержательно-отраслевой конкретно-методической специфики, разработку новых форм и методов обучения студентов этой специфике.  [2]

Говоря об отраслевой библиографии, следует прежде всего различать понятия отраслевой библиографии как области практической библиографической деятельности и отраслевого библиографоведения как научной дисциплины и как предмета преподавания. В этой связи нельзя не возразить против неоднократно высказанного в печатных и устных выступлениях В. А. Фокеева толкования применительно к библиографии категорий формы и содержания.  [3]

Такую перестройку нельзя осуществить сразу, она требует большой предварительной научно-исследовательской и методической работы, но это, на наш взгляд, наиболее оптимальное решение проблемы преподавания отраслевого библиографоведения на библиотечных факультетах вузов.  [4]

На уровне библиографической науки эти утверждения означают, что общее библиографоведение, оторванное от обслуживаемых отраслей знания, базируется на абсолютизации формальных аспектов библиографической деятельности, лишено реального содержания. Только отраслевому библиографоведению свойственно действительное содержание, обусловленное теми отраслями науки и практической деятельности, которые обслуживаются каждой отраслевой библиографией. Между тем совершенно ясно, что отрасли знания, выступающие в качестве сфер обслуживания по отношению к библиографии, не могут быть источником содержания библиографоведения.  [5]

Вообще библиографоведы-отраслевики, разрабатывая те или иные вопросы своей отраслевой библиографии, нередко формулируют положения и выводы общего характера и тем самым фактически обогащают не отраслевое, а общее библиографоведение. Вполне естественно, что в общее библиографоведение включаются обобщения и выводы, полученные первоначально в рамках частного, в том числе отраслевого библиографоведения.  [6]

Однако содержательная специфика библиографических процессов может выступать в курсах отраслевой библиографии по меньшей мере в двух формах: во-первых, как простое иллюстрирование положений общего библиографоведения фактическим материалом отраслевого содержания; во-вторых, в виде содержательно-специфических особенностей, свойственных только данной ( и никакой другой) отраслевой библиографии. Лишь во втором случае достигается серьезный учебно-познавательный эффект. Конечно, определенный конкретно-методический материал такого рода ( правда, пока в значительной мере очень фрагментарный) уже накоплен в отраслевом библиографоведении. Есть он и в учебных дисциплинах, особенно в технической и литературной библиографии. Однако в целом действительная содержательно-отраслевая специфика библиографических процессов выявлена пока недостаточно. Здесь требуется большая научно-исследовательская работа, связанная с тщательным изучением и критическим обобщением библиографической практики. Отсутствие или невыясненность специфики приводит к ее подмене простым иллюстрированием общих положений на отраслевом материале, а иногда и этого нет: отраслевой подход полностью заменяется общеметодическим.  [7]

Общебиблиографические знания ( как теоретические, так и широкие прикладные, организационно-методические) в принципе у всех библиографов одинаковы. Именно они в первую очередь определяют объем и содержание библиографического профессионализма библиотекаря-библиографа широкого профиля, обеспечиваемого, как уже отмечалось, изучением общего библиографоведения. Знание отрасли и отраслевая специфика профессионального библиографического тезауруса характерны только для библиографа-отраслевика. Они и составляют основное содержание отраслевой библиографической специализации и отраслевого библиографоведения как предмета преподавания.  [8]



Страницы:      1