Cтраница 2
В ГПНТБ СССР представляются также сведения о неопубликованных указателях и списках литературы, составленных центральными отраслевыми органами научно-технической информации и центральными отраслевыми научно-техническими библиотеками, межотраслевыми территориальными органами научно-технической информации, универсальными библиотеками и библиотеками высших учебных заведений, а также их копии. [16]
Государственные библиотеки союзных республик, республиканские научно-технические библиотеки, республиканские ( АССР), краевые, областные, центральные отраслевые библиотеки, научно-технические библиотеки предприятий и организаций, библиотеки Академии наук СССР и академий наук союзных республик, центральные районные, центральные городские и головные профсоюзные библиотеки, а также библиотеки высших учебных заведений самостоятельно определяют сроки хранения периодических изданий. [17]
Так, если к началу 1939 года в самостоятельных научных библиотеках и библиотеках исследовательских учреждений было 45 6 млн. томов, то к началу 1954 года это число возросло до 98 7 млн. Число книг в библиотеках высших учебных заведений за этот период возросло с 58 4 до 114 3 млн. томов. [18]
Высшие учебные заведения дореволюционной России уделяли сравнительно много внимания своим библиотекам. Например, такие старейшие учебные заведения, как Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский университеты, Высшее техническое училище в Москве, Политехнический и Горный институты в Петербурге, располагали крупными библиотеками с хорошо подобранными фондами научной литературы. Но и для них была характерна определенная замкнутость; библиотеки высших учебных заведений были малодоступны для студентов, почти не обслуживали книгой учебный процесс и предназначались главным образом для профессоров и преподавателей. [19]
Особенности комплектования фондов библиотек высших учебных заведений определяются специфическими задачами этих библиотек: обеспечить учебно-воспитательный процесс, научно-исследовательскую и методическую работу профессорско-преподавательского состава. Кроме того, фонды вузовских библиотек должны способствовать повышению политических, эстетических и научно-технических знаний студентов, подготовке высококвалифицированных и разносторонне образованных специалистов. В соответствии с профилем вуза и задачами учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы фонды библиотеки высшего учебного заведения особенно широко комплектуются учебной литературой и наглядными пособиями. [20]