Cтраница 4
Во всех республиках обкомы ( крайкомы) партии, исполкомы областных, краевых Советоь депутатев трудящихся, а также городские и районные комитеты и исполкомы Советов совместно с профсоюзными и комсомольскими организациями и общественностью всесторонне обсудили пути реализации партийных и советских постановлений о библиотеках и разработали планы улучшения библиотечного обслуживания населения. В подготовке и составлении этих планов активное участие приняли библиотечные работники. [46]
В сферу методического руководства библиотечным делом входят: 1) внедрение в практику передовых, прогрессивных методов пропаганды книги и руководства чтением в целях подъема культурно-технического уровня трудящихся, информационного обслуживания ученых и специалистов; 2) разработка путей более полного и эффективного использования библиотечных фондов; 3) рациональная организация библиотечного обслуживания населения; 4) применение различных средств механизации библиотечно-библиографи-ческих процессов. [47]
Кооперирование и координация библиотечной работы предполагают особую постановку проблемы профилирования библиотек. Единая система библиотечного обслуживания населения исключает необходимость накапливать в каждой библиотеке большие книжные массивы, в том числе и сравнительно малоспрашиваемую литературу, выходящую за рамки основных запросов читательских кон-тингентов библиотеки. В пределах района библиотечного обслуживания, в масштабе сети библиотек области, края, союзной или автономной республики, а также в пределах ведомства процесс комплектования библиотек должен привести в конечном итоге к образованию единого фонда, используемого на основе тесного взаимодействия между библиотеками. [48]
Известный вклад был внесен в разработку истории и проблем организации библиотечного дела: появились первые работы по истории библиотечного дела в России в XI-XIX веках ( В. Е. Васильченко, А. А. Громова), исследования по организации библиотечного дела за рубежом ( А. Г. Кравченко, Е. В. Ратькова, Л. Б. Хавкина и др.), а также в области учета, планирования и нормирования труда в библиотеках. Однако в целом проблемы организации библиотечного обслуживания населения, создания сети библиотек и многие другие еще не стали предметом серьезных научных исследований. [49]
Специфические условия Советского государства с его двухсоттридцатимиллионным многонациональным населением, живущим на огромной территории и широко использующим книгу не только для расширения кругозора, но и для повышения профессиональных знаний, требовали серьезного и глубокого научного обоснования всей системы организации библиотечного дела в стране. Выражая ленинское отношение к организационным вопросам библиотечного обслуживания населения, Н. К. Крупская писала: Когда книги читало несколько десятков тысяч, обслужить их книгой было сравнительно легко. [50]