Cтраница 1
Крупные массовые библиотеки, ведущие справочно-биб-лиографическую работу, используют эти карточки для составления общей картотеки журнальных и газетных статей. [1]
Для крупных массовых библиотек наибольший интерес представляет сокращенный комплект в связи с характером описанных книг и быстротой получения. Последнее обстоятельство очень существенно, так как библиотека всегда заинтересована в получении карточки раньше книги. [2]
В крупных массовых библиотеках запись читателей отделена от выдачи. Однако, получив заполненные читательские формуляры, библиотекари, работающие на выдаче, постепенно дополняют и уточняют данные о читателе. [3]
В крупных массовых библиотеках количество читательских групп бывает весьма значительным. Так, в ленинградской Центральной городской библиотеке имени В. В. Маяковского до введения там открытого доступа насчитывалось семь читательских групп: 1) специалисты с высшим образованием; 2) рабочие и служащие; 3) молодые рабочие и служащие; 4) аспиранты и студенты старших курсов вузов; 5) учащиеся техникумов; 6) студенты младших курсов институтов и учащиеся старших классов средних школ; 7) пенсионеры. [4]
Количество тематических картотек в крупных массовых библиотеках, ведущих развернутую справочно-библиографи-ческую работу, нормировать невозможно. Они часто создаются на весьма ограниченный срок, быстро теряя свою актуальность. В небольших библиотеках две-три тематические картотеки могут сыграть большую роль в пропаганде литературы по тому или иному вопросу. [5]
Простейшим способом формирования читательских групп при двух библиотекарях может быть деление на молодежь и взрослых читателей. В ряде крупных массовых библиотек, например, создаются группы инженерно-технических работников. [6]
Зависит это от местных условий и от того, сколько библиотекарей может одновременно обслуживать читателей. Более того, в одной и той же библиотеке с уменьшением или увеличением состава читателей количество читательских групп может измениться. Например, после того как детские библиотеки перестали обслуживать учащихся старших классов, в некоторых крупных массовых библиотеках были образованы читательские группы школьников. [7]
Методы индивидуальной работы различны в библиотеках разных типов. Значительная часть читателей массовых библиотек нуждается в активной помощи при выборе книг. Руководство чтением в этих библиотеках занимает особенно большое место. В библиотеках, обслуживающих научных работников и специалистов, преобладают читатели, которые стремятся к самостоятельному ознакомлению с книжным фондом, однако и они нередко нуждаются в советах, рекомендациях, особенно, когда интересуются литературой, не связанной с их научной и производственной деятельностью. Поэтому научные и крупные массовые библиотеки должны как можно активнее вести справочно-библиографическую работу в помощь специалистам различных отраслей знания. [8]