Cтраница 1
Общее библиотековедение изучает проблемы организации общественного пользования книгами, рассматривая при этом библиотечную систему как целостное явление. К основным вопросам, разрабатываемым общим библиотековедением, относятся: общественная роль библиотеки, место библиотеки в системе учреждений культуры, науки и производства, основы организации библиотечного дела, принципы построения системы библиотек, типизация библиотек, организация дифференцированного обслуживания книгой различных групп населения, формы и методы руководства библиотечным делом. Большинство этих вопросов, вызванных к жизни социалистической действительностью, впервые поставлено и изучалось в Советском Союзе. [1]
Курс Общее библиотековедение, сложившийся в системе высшего библиотечного образования, содержит обобщающую характеристику опыта библиотечного строительства в Советском государстве и изложение основ библиотечной теории. При этом задача курса не сводится к тому, чтобы служить лишь введением к изучению различных разделов библиотековедения; он определяет и профессиональную подготовку специалистов, поскольку вооружает их конкретными знаниями по важнейшим проблемам организации обслуживания населения книгами и построения советской библиотечной системы. [2]
Этот материал обычно составляет содержание разделов Общее библиотековедение ( Библиотековедение, общий курс, Введение в библиотековедение) и Введение в информатику. Подобные разделы содержатся во многих анализируемых учебниках, а по библиотековедению и почти во всех монографиях. Но, разумеется, состав сведений и тем более их содержание далеко не однородны для библиотековедения и информатики, да и в пределах каждой из этих дисциплин. [3]
Подготовка по специальности обеспечиваются блоком общепрофессиональных дисциплин: общее библиотековедение, общее библиографоведение, документоведение, информатика, аналитико-синтетическая переработка документов, информационные технологии. Присвоение квалификации обеспечивается блоком специальных дисциплин, а специализации уточняются блоком дисциплин специализаций. [4]
В свете такого представления становится ясно, что Общее библиотековедение в блок общепрофессиональных предметов не вписывается. Оно должно открывать собою ряд специальных дисциплин. [5]
Ко времени выхода этой книги по многим вопросам библиотековедения будет уже добыт новый материал, и наш библиотечный опыт еще более обогатится. Дальнейшая работа по совершенствованию курса Общее библиотековедение, отражающего живую библиотечную практику, требует постоянного изучения этого опыта. [6]
При подготовке данного издания автор стремился использовать все то новое, что появилось в современной библиотечной теории. Переработка курса оказалась настолько значительной, что второе издание учебника Общее библиотековедение в большинстве глав представляет собою, по существу, новую книгу. [7]
Библиотековедение и библиографоведение являются специальностями. Они функционируют в рамках документально-коммуникационной профессии, вбирающей в себя также информатику, архивоведение, книговедение, музееведение и иные родственные специальности. Поэтому предметы Общее библиотековедение и Общее библиографоведение должны входить в блок не общепрофессиональных, а специальных дисциплин. [8]
Являясь одним из координационных центров подготовки новых образовательных стандартов, коллектив библиотечно-информационного факультета МГУКИ разрабатывал разделы ГОСа по квалификациям Библиотекарь - библиограф, преподаватель и Менеджер информационных ресурсов. В частности, было принято решение, что подготовку по специальности будет обеспечивать единый блок общепрофессиональньгх дисциплин, включающий в себя следующие дисциплины: Общее библиотековедение, Общее библиографоведение, Документоведение, Информатика, Социальные коммуникации, Аналитико-синтетическая переработка информации, Информационные технологии. Кроме этого был определен перечень специальных дисциплин, обеспечивающий присвоение той или иной квалификации. [9]
Отмеченные особенности не могли не сказаться и на характере учебных пособий, которые также отличаются большим разнообразием. Списки книг, используемых в качестве учебников, насчитывают сотни названий. Наиболее многочисленны пособия, посвященные деятельности определенных типов библиотек. Характерным для содержания курсов общего библиотековедения является учебник Дж. Гейтс Введение в библиотечное дело. [10]