Cтраница 1
Бизнес-слой можно определить как совокупность объектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность. [1]
Указанный бизнес-слой остается достаточно разнородным. Кроме того, его формирование сопровождается целым рядом явлений, которые можно оценить не только как неблагоприятные с точки зрения традиционных социальных связей, базовых культурных ценностей, но и как криминальные. В конечном счете все эти явления определены тем, что российское общество после исторического перерыва делает попытку избавиться от доминирования перераспределительного типа хозяйствования. Однако такая попытка на практике приобрела поспешный, слабо разработанный в технологическом и правовом плане характер, что, видимо, и обусловило серьезную деформацию стратификационных процессов. [2]
Так называемый бизнес-слой неоднороден по своему составу и охватывает, по данным мониторинга ВЦИОМ, 11 5 % экономически активного населения России. [3]
Вместе с тем бизнес-слой в современном российском обществе уже становится массовым - в настоящее время в него можно включить 10 - 12 % работников. И хотя его представители пока слабо идентифицируют себя со своим социально-профессиональным статусом, этот слой объективно уже выделился на фоне других слоев и групп нашего общества. [4]
Полупредприниматели, занимающиеся предпринимательством лишь часть времени, составляющие около половины бизнес-слоя, а другую - работающие по найму. Всего же по найму работают 71 % занятых бизнесом. [5]
Немалую специфику приобретает процесс формирования в отечественной хозяйственной практике нового слоя предпринимателей, или бизнес-слоя. Пока исследователи не имеют общего мнения относительно понимания сущности, структуры и статуса этого слоя в нашем обществе - слишком размыты и неопределенны еще функции и качества тех субъектов экономической активности, которых можно было бы зачислить в него. Ученые соглашаются лишь с двумя наиболее очевидными характеристиками, на основе которых можно было бы отнести того или работника к этому слою: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода, или наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений и личной ответственностью за результаты хозяйствования. [6]
Анализ целевого сегмента показал, что рынок сотовой связи в России отличает изначальная ориентация на бизнес-слои населения. Основными потребителями являются: администрации, силовые ведомства, крупные и состоятельные предприятия, крупные коммерческие структуры, состоятельные коммерсанты и члены их семей. [7]
В значительной степени через деятельность представителей данного слоя осуществляется отработка новых организационных форм труда и перераспределение материально-финансовых ресурсов общества в изменившихся условиях. В рамках экономической активности бизнес-слоя развиваются более самостоятельные и инициативные трудовые процессы, рождаются новые формы владения и распоряжения финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами. Предприниматели сыграли немалую роль и в процессе структурных изменений занятости, т.е. в переходе работников прежде всего из тех отраслей и производств, которые не отвечают запросам времени и неэффективны с точки зрения удовлетворения потребительских запросов, во вновь нарождающиеся. [8]
Заславская предлагает различать предпринимательство в узком и широком смыслах; к собственно предпринимателям ( в узком смысле) следует относить ядро группы, отвечающее всем базовым признакам предпринимательства. Для определения более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, Заславская вводит новый термин бизнес-слой как родовое понятие, объединяющее всех, в той или иной степени занятых бизнесом, начиная с собственников предприятий, банков и фирм, кончая наемными работниками. [9]