Cтраница 1
Катастрофическое окисление начиналось при 600 С, что сопровождалось выделением белого дыма окисла Re2O7, который кипит при 363 С. [1]
Катастрофическое окисление протекает ка поверхности раздела сплав - окисел. [2]
Явление катастрофического окисления привлекло к себе много внимания в связи с изучением возможностей использования различных видов топлива в газовых турбинах, в частности мазута и тяжелых минеральных масел, из-за их дешевизны и, как правило, большей доступности. При сгорании тяжелой нефти остается до 3 % золы [895], содержащей, например, 6 % V, 5 % Na и 10 % S. В золе венесуэльской нефти может содержаться до 45 % V. По оценочным данным Дэвиса [896] для типового двигателя с площадью лопаток 60 % омываемого сечения зола может поступать в количестве 3 мг / см2 - ч, из которого приблизительно до 10 % может оставаться в виде осадка. [3]
Скорость коррозии сталей в присутствии нефтяной золы, содержащей V2O6 ( О и без нее (.| Зависимость коррозии хромоникелевой стали 18 - 8 в течение 100 ч от соотношения V2OS и Na2SO4 ( в их смеси. [4] |
Это соединение ответственно за катастрофическое окисление, которое происходит при 650 С. Вообще содержание кремния действует благоприятно, а молибдена и воль фрама - отрицательно. [5]
Эмпирически задачу борьбы с катастрофическим окислением решают двояким путем: в топливо вводят добавки и изменяют состав сплавов. По данным Ширли [906], окись алюминия в качестве ингибитора не годится, а окиси кальция и магния приносят частичную пользу. В качестве ингибитора окись цинка уступает окиси магния. [6]
Поскольку наличие жидкой фазы в окалине представляется главной причиной катастрофического окисления, каков бы ни был действительный механизм последнего, решение задачи, по-видимому, скрывается в полном предотвращении образования жидкой фазы. [7]
Подобно трехокиси молибдена, трехокись вольфрама тоже может стать причиной катастрофического окисления, хотя она плавится при гораздо более высокой температуре, а давление ее пара ниже давления пара трехокиси молибдена. Образование двойного окисла FeO WO3, наблюдавшееся Шей-лом [446] на сплаве железа с 4 % W, способно несколько ослабить тенденцию трехокиси вольфрама к улетучиванию через окисный слой. [8]
На основании проведенных исследований сделан вывод, что основную роль в низкотемпературном катастрофическом окислении дисилицида молибдена могут иметь трещины и неоднородности в исходных образцах. К аналогичному выводу приходит и автор работы [291 ], установивший, что с ростом плотности спеченных образцов дисилицида молибдена резко увеличивается время до начала их катастрофического разрушения при 400 С. Все эти, а также ряд других исследований [292-295] показывают, что для правильного понимания процессов окисления и разрушения тугоплавких металлоподобных и интерметаллических соединений, которые могут использоваться в качестве защитных покрытий, необходимо учитывать совокупность многих факторов. Изменение любого из них может повлиять на механизм и кинетику окисления. [9]
Появление жидкой фазы в окалине является, по-видимому, наиболее существенным признаком катастрофического окисления. Эти авторы утверждают, что ускоренное окисление начиналось при определенной для каждого материала температуре. Эти температуры совпадали с эвтектическими температурами соответствующих двойных или тройных систем окислов металлов, содержащихся в сплаве. Характеристические температуры менее резко выражены в случае сплавов, содержащих алюминий, очевидно, из-за их чувствительности к предварительной обработке, в ходе которой на поверхности образцов образуются пленки окиси алюминия, предотвращающие на первых порах непосредственное соприкосновение трехокиси молибдена с окислами основного металла. В этих пленках в конце концов возникают трещины, благодаря чему начинается образование звтектик из окислов меди ( или окиси серебра) с окислами молибдена. [10]
Во всяком случае твердо установлено, что механизм Вагнера не приложим к катастрофическому окислению. [12]
Летучесть трехокисей молибдена и вольфрама или соответствующих гидратов окисей и развитие так называемого катастрофического окисления, речь о котором идет в заключительной части книги, делают эти металлы самыми неподходящими компонентами сплавов, подвергающихся воздействию кислородсодержащих газов при температурах выше 800 С. Ни молибден, ни вольфрам не следует вводить в высокотемпературные сплавы в большом количестве, пока не будут разработаны достаточные защитные меры. [13]
Выдвинутое ранее Хауффе и Пфеффером [85] объяснение рассматривалось в качестве одного из возможных механизмов катастрофического окисления. Поскольку образующиеся на технических сталях окислы являются в большинстве случаев проводниками / 7-типа, многовалентные ионы ванадия и молибдена должны вредно отражаться на окислении, скорость которого определяется скоростью процессов диффузии. [15]